СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - «КИРПИЧИКИ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - «КИРПИЧИКИ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Повторение темы «Таланты словосочетания».

1.1. Проверка домашнего задания.

Слова-названия сортов овощей, ягодников, совпадающие с названием каких-либо других предметов. Перец «Медаль», «Снежок», «Флорида», «Пилигрим»... Томат «Владимир», «Татьяна», «Гондола», «Москвич», «Барон», «Купец», «Фараон», «Исполин», «Виконт»...Малина «Скромница», «Бальзам», «Награда», «Солнышко», «Колокольчик»... Черная смородина «Дачница», «Скромница», «Экзотика», «Деликатес», «Катюша», «Муравушка»... Крыжовник «Сеянец», «Колобок»... Земляника «Заря», «Волшебница», «Красавица», «Сударушка», «Золушка», «Кама»... Названия сортов даны по именам селекционеров, по месту выведения сорта, по сходству с формой, цветом, другими особенностями какого-либо предмета.

Вывод. Одно слово без связи с другими словами перестает выполнять главную свою функцию — передавать информацию.

1.2. Орфографический диктант.

Вывод. Словосочетание помогает понять лексическое значение слова.


2. Роль словосочетаний в языке и речи.

2.1. Проблемный вопрос. Достаточна ли информация, например, в таком предложении: «Мальчик любит»? Почему так считаете? Часто предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого, без словосочетаний дает неполную информацию.

2.2. Творческий диктант. Посоревнуемся с поэтом? Работа может проходить в группах или парах.

Марине Цветаевой

Когда смолкает пенье

В преддверье холодов

И наступает время

Рябиновых плодов,

Вдали с последним клином

Прощальный тает крик...

Боярыня рябина

Рубинами горит.

Чем будут ливни злее

Хлестать и вкривь, и вкось,

Тем слаще и алее

Рябиновая гроздь.

Е. С. Наумова

Вывод. Словосочетание употребляется в составе предложения, уточняет его информацию.


3. Выделение словосочетаний из текста.

Учитель. В каком предложении выражена основная мысль? Выпишем из текста словосочетания сущ. + сущ. Объясним постановку завершающих и разделительных знаков препинания.


4. Вывод. Закончим предложения.

Словосочетание состоит из двух частей: ...

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и...


5. Домашнее задание — упражнение из учебника (дополнительное грамматическое задание — укажите части речи).


6. Минутка на шутку. Игра «Несуразица» (автор идеи — С. Евграфова. См.: Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. — М., Аванта+.) Пишете на полоске бумаги ответ на первый вопрос, заворачиваете написанное, передаете сзади сидящему (по кругу). На полученной полоске, не разворачивая ее, отвечаете на второй вопрос, опять передаете. Опять отвечаете на посланной Вам полоске... Итак, первый вопрос — кто? Написали, завернули, передали; получили. Второй вопрос — что сделал( а)? Ответили, завернули... Когда? Кому? Где? Зачем? Каким образом? Стоп! Развернули, прочитали, посмеялись. Почему получилась чепуха? Предложение составлено из словосочетаний, не имеющих ни лексических, ни грамматических связей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]