Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЯЗЫК? - ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
1. Беседа.
Учитель. Отгадаем тему урока.
Мы так привыкли в жизни пользоваться языком, что даже не спрашиваем, нужен ли язык. Нужен — и все тут! Но давайте представим: нет у нас языка, ни говорить, ни писать, ни мыслить, используя язык, не можем. Представим ситуации. Днище лодки пробило камнем — хлынула вода. Сзади охотника неожиданно появился хищник. В горах начался сход снежных лавин. К острову приближается штормовой ветер. На город надвигается... Как позвать людей на помощь? Как предупредить об опасности? С помощью языка. Продолжаем. Старший хочет передать младшему свой опыт жизни. А кто-то хочет узнать, каким образом можно добиться... А вот плотники...; каждый желает по-своему рубить избу. Мать прижимает к груди младенца и хочет успокоить его. Каким способом можно передать мысли от одного человека к другому? С помощью языка.
Назовите тему урока. Запишем заголовок. Сделаем первый вывод.
Язык — средство общения. Он позволяет людям общаться.
Школьники приводят примеры, когда людям необходимо использовать язык при общении.
Учитель. Продолжаем исследовать вопрос. На мой садовый участок пробрались куры, разрыли грядки, распушили землю — сидят, греются. «Кыш-кыш!» — кричу. Первым вскочил петух: «Ко! Ко-ко-о! Уходим!» — «О-ко-ко!» — тревожно отвечают куры и, степенно переваливаясь, спешат уйти. Облегченно вздыхаю. Но почему петух остается на месте и продолжает кричать? Смотрю: курочка из-под куста выбирается. Только после последней своей подопечной покинул петух «опасную» зону. Каков?! До сих пор восхищаюсь его джентльменским поведением!
Как вы считаете, было ли общение между петухом и курами? Было только взаимодействие, какое-то взаимопонимание, действия птиц предопределены от рождения. Общение же происходит на основе языка.
2. Работа с текстом (по выбору учителя).
2.1. Учитель. Прочитаем. Найдем предложения, рассказывающие о другой важнейшей роли языка в жизни человека. Закройте учебник, закончите и запишите предложение. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове... Проверим, правильно ли выполнена работа.
2.2. Запишем второй вывод.
Язык помогает узнать тайны Вселенной, историю жизни нашей планеты, жизнь народов, ее населяющих.
3. Продолжение беседы.
3.1. Учитель. Расскажите о том, что сегодня происходит в мире. Вы обязательно используете язык.
Дополняя высказывания учащихся, учитель обращает внимание на то, как тяжело выразить мысль тому, кто не владеет словом.
3.2. Подумайте о каком-нибудь случае так, чтобы не использовать слова. Не получается. А почему? Запишем третий вывод.
Мы не умеем думать без слов.
4. Закрепление.
Чтение по абзацам и пересказ текста.
4.1. Работа с пословицами.
Учитель. Какая тема объединяет пословицы?
Хорошую речь хорошо и слушать. Хороша книга, да чтец плох. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
4.2. Самостоятельная работа.
Отыщем в пословицах «ошибкоопасные» места, т. е. орфограммы.
5. Вывод. Каково назначение языка в жизни человека? Назовем важнейшие функции языка.
6. Домашнее задание — спишите, подчеркивая одновременно «ошибкоопасные» места; перескажите.