ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Запись темы урока. Подготовка к восприятию нового.

1.1. Проверка домашнего задания. Какие предметы выбрали для описания, какие использовали глаголы?

1.2. Какую роль в речи выполняют сказуемые? Разбор предложений. Какую информацию о подлежащем дают сказуемые?

Астра восхищает нас. Она великолепна. Этот цветок — последняя улыбка лета.

Предмет (что такое?) — предмет; сказуемое указывает на предмет, выражено сущ. и. п. Модель предложения: Что — это что? Сущ. и. п. — это сущ. и. п.


2. Усвоение правила.

2.1. Выявление опознавательных признаков постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1) модель предложения: Что — это что?; 2) главные члены предложения: Сущ. и. п. — это сущ. и. п.; 3) пауза между подлежащим и сказуемым; 4) между подлежащим и сказуемым можно поставить слово это или вот.

2.2. Объяснение постановки тире.


3. Актуализация знаний.

3.1. Творческий диктант. Закончи пословицу.

Доброе начало — ... (половина дела). Добрый конец — ... (всему делу венец). Молчание — ... (золото). Без ума голова — ... (кочка). Голова — ... (всему начало). Чтение — вот ... (лучшее учение). Кочерга — ... (в печи хозяйка). Знание — ... (сила), время — ... (деньги). Коса — девичья... (краса). Чтение — лучшее... (учение). Ученье — ... (свет), а неученье — ... (тьма). Не всякое слово — ... (пословица). Пословица — всем делам ... (помощница).

3.2. Работа с Толково-сочетаемостным словарем (Приложение 2). Выясним лексические значения терминов искусства (по выбору) и составим предложения по модели Что — это что? Сущ. и. п. — это сущ. и. п.

Вывод. Модель предложения Что — это что? Сущ. и. п. — это сущ. и. п. используется для определения предмета речи.

3.3. Учитель. Ответим на вопросы, используя изученную модель предложения. Что такое школа для каждого из нас? Что такое березка, встречающая нас по утрам? Что такое классная комната? Что такое осенний букет на столе учителя? Кто такие одноклассники?

3.4. Редактирование. Вы ответили на вопросы. Получилось у нас сочинение? С одной стороны, и тема раскрыта, и основная мысль выражена. С другой — употреблены предложения одной и той же модели, а в речи употребляются разнообразные синтаксические конструкции.

3.5. Диктант.

Заосеняло. Ветер бьет по озябшим листочкам, сбрасывает их на землю. Заплакало небо. Иная капелька — хрустальный подарок тебе, человек.


4. Вывод. Повторение правила.


5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение из учебника. Второй вариант — составить 5 предложений с тире между подлежащим и сказуемым.






Для любых предложений по сайту: [email protected]