Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОПРЕДЕЛЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Повторение.
1.1. Орфографический диктант.
1.2. Составление по тексту плана ответа «Что такое дополнение?» Примеры из домашнего задания.
1.3. Синтаксический разбор одного из составленных дома предложений.
2. Запись темы.
2.1. Лингвистический эксперимент. Прочтем стихотворение дважды: полностью и без слов, обозначающих признаки предметов. Что изменилось?
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Проведем синтаксический разбор 2-го и 3-го предложений.
2.2. Введение теоретических знаний об определении.
3. Творческая работа.
В стихотворении искусственно исключены определения. Попробуем восстановить текст. Каким образом поэт живописует образ русской природы? К какому стилю относится текст?
Как весел грохот (летних) бурь,
Когда, взметая прах (летучий),
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит ( небесную) лазурь
И опрометчиво безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под ( незримою) пятой,
(Лесные) гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь (внезапную) тревогу
Немолчно слышен (птичий) свист,
И кой-где первый (желтый) лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Ф. Тютчев
Грамматическая загадка. Спишите предложение, которое соответствует следующей характеристике: предложение простое, по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию второстепенных членов распространенное.
4. Самостоятельная работа.
5. Вывод урока. Что общего и различного в дополнении и определении?
6. Домашнее задание. Рассказ о дополнении и определении. Творческая работа.