ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографическая работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.


2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Весна и осень

Поздняя осень волнует нас особенно. В ней, несомненно, есть много примет, роднящих ее с ранней весной: распутица, стаи перелетных птиц, безлистые леса, пожухлая трава, дожди.

П. П. Маракулин


3. Изучение темы.

3.1. Объяснение термина обращение.

Учитель. Я сказываю сказку «Колобок», а вы в процессе чтения называете обращение, т. е. слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обратите внимание на звательную интонацию, с какой произносится обращение.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Наскребла старуха муки горсти две, состряпала колобок и положила студить на окошко. Колобок полежал да и прыг через порог — да и покатился со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

Спел колобок песенку, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.

Катится колобок, навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Катится колобок, навстречу лиса:

— Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Спел колобок песенку. А лиса опять ему:

— Сядь ко мне на язык.

А лиса его — гам! — и съела.

3.2. Анализ дидактического материала. Объяснение постановки знаков препинания при обращении. Знаки препинания при обращении — знаки выделительные.


4. Актуализация знаний.

4.1. Выразительное чтение. Наблюдения над интонацией.

4.2. Сопоставление предложений, в которых одно и то же существительное является в одном случае подлежащим, в другом — обращением.

1. Дети тщательно приготовили кабинет к началу занятий. Дети, тщательно ли приготовили кабинет к началу занятий? 2. Уходя из кабинета, дежурные закрыли все форточки. Дежурные, уходя из кабинета, не забудьте закрыть форточки.

4.3. Объясните постановку знаков препинания.

4.4. Обращение может быть выражено не только одним словом, но и словосочетанием. Найдите распространенное обращение в тексте стихотворения.

Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей,

На землю спускается вечер

Все раньше, с днем каждым темней.


Прощайте, прекрасного лета

Цветущие яркие дни!

Как были они благодатны!

Как быстро промчались они!

П. А. Вяземский

4.5. Придумайте предложения, в которых слово ветер выступает в роли различных членов предложения и в роли обращения.


5. Повторение темы «Функции языка». Магическая, заклинательная, функция языка.

а) Баю-бай! Баю-бай!

Спи-ка, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца!

Баю-бай! Брю-бай!

Спи-ка, Костя, в зыбке новой,

На периночке пуховой.

Баю-бай! Баю-бай!

б) Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

в) Вода-водица, река-царица, заря-зарница! Унесите тоску- кручину за сине море, в морскую пучину!


6. Вывод урока. Зачем используются обращения в речи? Назовите опознавательные признаки обращения.


7. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй — выписать из произведений устного народного творчества 6—7 предложений с обращениями.


8. Минутка для шутки. Какими словами мог/могла заманить в свои апартаменты: а) волк — ягненка; б) лисица — петушка; в) кошка — мышку? Чем обещали угостить-позабавить?






Для любых предложений по сайту: [email protected]