КАК УСТРОЕН ЯЗЫК? - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

КАК УСТРОЕН ЯЗЫК? - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Проблемный вопрос: Как устроен язык?

Учитель. Чтобы узнать, как устроен язык, предлагаю исследовать небольшой текст. Его написал Павел Павлович Маракулин, кировский писатель, наш современник. Всю свою жизнь Павел Павлович связан с северной природой. В отличие от многих из нас он умеет разговаривать с Природой. Правильнее сказать, Писатель и Природа понимают друг друга. Вот послушайте.

Небо

Когда крошечный новорожденный ребенок улыбается во сне, то говорят, что это его «смешат ангелы». У природы тоже есть такое состояние: когда после продолжительного ненастья сквозь еще продолжающийся дождь показываются одна за другой улыбки солнца.

Если в плохую погоду природа страдает, то в хорошую — радуется.


Какие картины вам представились?

Природа с помощью собственного языка рассказывает нам о красоте, тайнах мироздания. А что помогло нам узнать о наших мыслях, чувствах, о нашем, у каждого собственном, понимании природы? Язык.

Свои мысли писатель изложил в тексте. Сколько предложений в тексте? Всего три, а как много сумел сказать автор с помощью слов! Сколько слов в последнем, например, предложении? Сосчитаем и союз если, и предлог в. Слова складываются в словосочетания. Приведем примеры словосочетаний. Слова складываются из частей слова, т. е. каждое слово имеет в своем составе важные части — морфемы, это корни, приставки, суффиксы, окончания. Посчитаем, сколько частей в словах. Сколько в слове звуков речи?

В процессе беседы учитель выписывает на доске единицы языка.

Вот как устроен язык. Малые части (звуки речи, части слова, слова, словосочетания) предложения составляют одно большое целое, сложную систему. Наподобие матрешки: части находятся одна в другой, каждая часть включает другую, а в целом язык — это символ жизни человечества на протяжении всего периода его существования, символ продолжающегося рода и вида всего живого. Наподобие строения Вселенной. Наподобие строения атома. Вы спросите, кто это придумал. Отвечу

вопросом. А кто придумал систему Мироздания? Само Мироздание, сама Природа. Все, что для нас видимо и невидимо, организовано, упорядочено. Все вокруг образует систему и находится н составе Вселенной. Наш организм тоже маленькая Вселенная. Мир — это сложнейшая, тонко организованная система. Это великая, бесконечная тайна, волнующая человечество с момента его появления, с момента, когда человек осознал себя разумным! А что значит разумным?

Целесообразно показать некоторые из энциклопедических словарей, многотомных и тоненьких изданий научных исследований и художественных произведений; обратить внимание на учебники, записи в тетрадях...


2. Проблемный вопрос. Может быть, с языком все попроще: система яснее, тайн нет?

2.1. Учитель. Прочитаем два материала. В первом нарушена система оформления мысли в предложение, во втором запись сделана согласно законам порождения высказывания. Сделаем вывод.

Центре, внешняя трещины, Земля, породу, сантиметра, шар, и, которые, плиты, тонкая, горные, пространства, в, сталкиваясь, сейчас, цепи, это, их, двигаются, образовывали, огромный, называют, коре, со, его, находится, порода, покрывает, кора, плиты, в, расплавленная, делят, на, большие, плитами, скоростью, два, в, год, вращающийся, есть, горячая, ее.

Земля — это огромный вращающийся шар. В центре его находится горячая расплавленная порода. Породу покрывает тонкая внешняя кора. В коре есть трещины, которые делят ее на большие пространства. Их называют плитами. Сталкиваясь, плиты образовывали горные цепи. Плиты и сейчас двигаются со скоростью два сантиметра в год.

Вывод. В первом случае дан набор слов, тема определяется неясно, угадываются географические понятия, связанные со строением нашей планеты. При достаточно длительной работе из этих слов может быть составлен текст. Во втором случае представлен текст, в котором дается понятная информация. Этот текст написан в научном стиле, здесь сообщаются точные сведения о строении нашей планеты. Мысли изложены точно, нарушений в использовании единиц языка нет.

2.2. Проблемный вопрос: Почему о восходе, заходе Солнца говорят, как о живом человеке? И почему оно за ходит за Землю, восходит из-за Земли?

Люди наделили великое светило свойствами живого существа. Не всегда они знали порядок движения планет, считали, что Повторение изученного в начальных классах

Солнце вращается вокруг Земли. В словах отразилось понимание человеком устройства Мироздания.


3. Подведение итогов работы. Чтение текста.

Язык подобен многоэтажному зданию. Его «этажи» — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу. (М. В. Панов.)

Определим стиль. Придумаем заголовок. Как устроен язык? Единицы языка. Система языка. Единицы слагаются в миллионы. Назовем единицы языка. Как единицы языка взаимосвязаны?


4. Домашнее задание по выбору. Первый вариант — списать, пересказать текст из учебника. Второй — выбрать, списать, пересказать какой-либо научный текст из энциклопедического словаря. Условие — текст должен быть интересен для Вас. Объем — около 40 слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]