ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Диктант. Разбор словосочетаний.


2. Изучение темы.

2.1. Работа с дидактическим материалом.

2.2. Язык выполняет свою важнейшую функцию — помогает людям передавать свои мысли. На письме часто возникает необходимость в точной передаче высказывания какого-либо лица другому. Какие слова в предложении называют прямой речью?

2.3. Конкурс на лучшего чтеца. Выявление прямой речи, определение места слов автора по отношению к прямой речи. Наблюдения над постановкой знаков препинания, составление схем предложений.

А; «П». А: «П?» А: «П!»

2.4. Чтение. Выявление опознавательных признаков для постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

«П», — а. «П?» — а. «П!» — а.


3. Актуализация знаний.

3.1. Прочитайте, укажите предложения с прямой речью, объясните постановку знаков препинания.

Лиса и рак

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса предлагает раку: «Давай с тобой перегоняться». Рак соглашается: «Что ж, лиса, ну давай!»

Начали перегоняться. Лишь лиса убегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом. Рак отцепился и хвастает: «А я давно уж жду тебя тут».

Дополнительное задание. Чем объясните употребление в сказке непривычных для нас форм глагола: убегла, добегла?

3.2. Расставьте знаки препинания.


4. Вывод урока. Что называем прямой речью? Как прямая речь произносится в устной речи? Как выделяется на письме?


5. Домашнее задание: 1) Составить таблицу «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». 2) Записать в тетрадь свои примеры на каждый случай употребления знаков препинания, рядом дать схему предложения с прямой речью.






Для любых предложений по сайту: [email protected]