Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Диктант. Разбор словосочетаний.
2. Изучение темы.
2.1. Работа с дидактическим материалом.
2.2. Язык выполняет свою важнейшую функцию — помогает людям передавать свои мысли. На письме часто возникает необходимость в точной передаче высказывания какого-либо лица другому. Какие слова в предложении называют прямой речью?
2.3. Конкурс на лучшего чтеца. Выявление прямой речи, определение места слов автора по отношению к прямой речи. Наблюдения над постановкой знаков препинания, составление схем предложений.
А; «П». А: «П?» А: «П!»
2.4. Чтение. Выявление опознавательных признаков для постановки знаков препинания. Составление схем предложений.
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а.
3. Актуализация знаний.
3.1. Прочитайте, укажите предложения с прямой речью, объясните постановку знаков препинания.
Лиса и рак
Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса предлагает раку: «Давай с тобой перегоняться». Рак соглашается: «Что ж, лиса, ну давай!»
Начали перегоняться. Лишь лиса убегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом. Рак отцепился и хвастает: «А я давно уж жду тебя тут».
Дополнительное задание. Чем объясните употребление в сказке непривычных для нас форм глагола: убегла, добегла?
3.2. Расставьте знаки препинания.
4. Вывод урока. Что называем прямой речью? Как прямая речь произносится в устной речи? Как выделяется на письме?
5. Домашнее задание: 1) Составить таблицу «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». 2) Записать в тетрадь свои примеры на каждый случай употребления знаков препинания, рядом дать схему предложения с прямой речью.