СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Повторение.

1.1. Орфографическая работа! Составление и разбор словосочетаний.

1.2. Повторение опознавательных признаков при постановке знаков препинания.

Учитель. Закончим предложения: 1) Расстались с последними листочками потемневшие от дождя деревца:... 2) «Какая грустная картина!» — ...

1.3. Устный опрос.

Расскажите о гласных звуках. К доске вызываются два ученика: каждый по очереди говорит по одному предложению, стараясь при этом связывать предложения. Примеры приводятся из домашнего упражнения.


2. Изучение темы «Согласные звуки».

2.1. Как образуются согласные звуки? Произнесем некоторые из них, например, согласные звуки в слове свет. Еще раз послушаем себя, чтобы узнать, какие препятствия встречает на своем пути выдыхаемый воздух при произнесении согласных звуков. Послушаем первые звуки в словах. Произнесем бак, белый, палец, пяльцы, мак, мята. В образовании [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] участвуют губы. Произнесем вол, вёл, фон, фен. В образовании [в], [в’], [ф], [ф’] участвуют губы, зубы. Произнесем зал, зябь, сад, сядь, шар, жар. В образовании [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] участвуют зубы, язык, нёбо. Какой первый звук в слове ёлка? Запишем его так: [j’]. В образовании [j’] участвуют язык, нёбо.

2.2. По какому признаку делятся согласные на звонкие и глухие?

Послушаем, как они произносятся. Положим пальцы рук на горло (или зажмем уши ладонями), произнесем звуки, например, [б], [п], [б’], [п’]... Сопоставим звучание. Какой вывод сделаем на основе наблюдения?

2.3. Какие звуки называют шипящими и почему? Давайте пошипим [ш], пожужжим [ж], произнесем [ч’].

2.4. Каких звуков больше в нашей речи, гласных или согласных?


3. Работа с текстом:

Послушайте строфы из стихотворения А. А. Фета (текст дан на карточке). Какие картины нарисовал поэт? Что представил особенно ярко? Расскажи об этом, составив предложение, соответствующее схеме L, L и L. Какие звуки помогают автору передать очарование ночной тишины?

Уснуло озерцо; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.


Уснули рыбаки у сонных огоньков;

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.


Как тихо! Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают, —

Пускай живая трель ярка у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают...

А. А. Фет


4. Работа по орфоэпии.

4.1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Сашина каша».

4.2. Минутка на шутку.

Игра «Скороговорный винегрет». Каждый одновременно рассказывает друг другу какую-либо скороговорку.

Жутко жуку сидеть на суку. Под ушком подушка, пушистая подружка. Бобр добр, бобриха добра. Купи кипу пик. Волки рыщут, пищу ищут. Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. Шура Саше шапку сшил.

4.3. Порешаем примеры.

[ш] + голос = ? Ответ: [ж].

[ж] — голос = ? Ответ: [ш].

? + голос = [б’] Ответ: [п’].

[б’] — голос = ? Ответ: [п’].


5. Вывод. Как образуются согласные звуки? По какому признаку делятся согласные на звонкие и глухие? Какие звуки называют шипящими и почему?


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]