ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Начало урока.

Учитель. На дворе зима. Сколько раз любовались мы снежинками! Подставляли рукавичку, чтобы поймать прелестную посланницу неба. Смотрели, как изыскан и красив ее узор. Наслаждались первозданной чистотой. Предлагаю вместо записи сегодняшнего числа нарисовать в тетради маленькую красавицу.


2. Синтаксический разбор предложения Серебряная снежинка — символ морозного времени года.


3. Работа с текстом. Чтение лирической миниатюры «Снежинка».

Сколько типов снега существует? Крупа, снежная пудра, хлопья, пороша, метель, а еще: снег отдельными звездочками, отвесный, наклонный, густой, редкий «белые мухи», сухой, сырой, с дождем... и град — с горошину, с копейку, с дикий орех, с грецкий и, наконец, редкостный (раз в сто лет), полуфунтовый, способный ранить человека и убить оленя.

Проследил высокий извилистый путь снежинки, поймал на меховую рукавицу, поднес к глазам. Какая кропотливая, подробная, воздушная, поистине микронная, точность узора!

Оказывается, рисунок обыкновенной снежинки при разных температурах и видах снега может напоминать стрелу, кусок пчелиных сот, еловую ветку, крест, звезду, палочку; даже... кольцо!

П. П. Маракулин

Учитель. Наверняка сегодня посмотрим, какие предметы напоминает ледяной значок зимы. Как описывает снежинку писатель? Найдем предложения, выражающие удивление и восхищение автора. Какие это предложения по интонации? Чем вызвано наличие такого множества однородных членов в предложениях?


4. Расскажем о слове снежинка все, что характеризует это слово как языковое явление. В каких словосочетаниях может быть использовано слово? Разберем одно из словосочетаний. К какой части речи относится слово? Укажем его морфологические признаки. От какого слова образовано слово снежинка? Подберем однокоренные слова. Из каких звуков речи состоит слово?


5. Фонетический разбор.

5.1. Совершенен, красив порядок частей снежинки! Порядок лежит в основе всего мироздания, в системе языка тоже. Познакомимся с порядком фонетического разбора.

В разборе предлагаем идти от звука к букве, а не наоборот, поскольку первична звучащая речь; фонетика занимается звуками речи. Буквы же вторичны, они являются письменными знаками звуков речи.

5.2. Проведем фонетический разбор ключевого слова урока снежинка.

5.3. В тексте отыщем слова, в которых: а) звуков столько же, сколько букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

5.4. Фонетический разбор слов, тематически связанных со словом снежинка: прелестная, вьется, красавица.


6. Творческая работа. Сочинение «Снежинка, которую я запомнил(а)», «Встреча с зимним цветочком».


7. Домашняя работа. Подготовить (устно) ответы на контрольные вопросы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]