ОРФОГРАММА - ЭТО ТОЧКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ. ОРФОГРАММА «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА - ЭТО ТОЧКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ. ОРФОГРАММА «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Проверка домашнего задания.

Ученик читает сочинение, класс находит однокоренные слова. Слова выписываются на доске.


2. Изучение темы «Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова».

2.1. Вспоминаем гласные.

2.2. Объяснение термина орфография.

Орфография (греч. orthos — правильный, grapho — пишу) — правила написания слов. Это раздел науки о языке.

Учитель должен решить, в каких тетрадях будет фиксироваться учащимися накапливаемый список слов с различными орфограммами: традиционно ли в рабочих тетрадях, безвозвратно исчезающих после их использования, или в индивидуальных орфографических словариках, структурированных не по алфавиту, а по типу орфограммы. Такой словарик заполняется постепенно, по мере повторения, изучения правил. Возможен и вариант создания картотеки орфограмм, что позволит использовать карточки для обмена между детьми, для игры, для повторения во время поездки.

2.3. Проблемный вопрос. Зачем нужна орфография?

Предоставьте детям возможность высказать свою точку зрения.

2.4. Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.

Карточка 1. Воселиса прашла фсюночь ивез ден, токо кследушшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.

Карточка 2.

Учитель может использовать текст, данный в учебнике «Литература: Учебная хрестоматия для 5 класса средней школы». В 2 ч. Ч. 1. — М., 2000.

Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.

Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.

Беседа. Учитель. Какой текст удобнее читать? Почему? Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma— буква).

2.5. Работа с таблицей.

Правила орфографии представляют собой стройную систему. Одна группа правил связана с правописанием гласных в корнях слов, другая — согласных в корнях слов. Следующие группы рассказывают о правописании приставок и суффиксов. Существуют и другие группы правил, но сегодня мы вспомним лишь одно правило — правописание безударных гласных в корнях слов. Какие еще правила входят в группу «Гласные в корнях слов»?

2.6. Выборочный диктант.

Учитель. Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова». Трудность заключается в нахождении места применения правила. Значит, надо быть следопытом, находить опознавательные признаки этой орфограммы: безударные гласные а, о звучат, как [а], близкий к [о]; безударные гласные е, и звучат, как [э], близкий к [и]. Итак, «ошибкоопасное» место нашли. Следующий шаг — проверяем, какую букву писать. Как проверяем? Ударением, т. е. подбираем однокоренные слова, находим среди них слово, в котором этот гласный стоит под ударением. Если не находится слово с гласной под ударением, значит «ошибкоопасная» гласная непроверяемая и надо обратиться за справкой к орфографическому словарю.

Учитель показывает, каким словарем надо пользоваться. В процессе выполнения записей повторяем алгоритм применения правила.

2.7. Самостоятельная работа (упражнение).


3. Вывод урока.

Закончим предложения.

Орфограмма — это место, где... (нужно применить правило...).

Орфограмма может находиться в приставках,... (в корне...).


4. Игра-эстафета «Кто больше назовет слов с безударным гласным в корне?»

У доски одновременно работают представители каждого ряда. В тетрадь записываются слова, продиктованные учащимися «своего» ряда. Назвал верно — диктуй своему ряду, пиши на доске. При подведении итогов учитывается правильность обозначения орфограмм, организованность, количество слов. Условие — слова с одним и тем же корнем не учитываются.


5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение из учебника. Однокоренные слова следует писать столбиком, подчеркивать орфограммы, корни можно выделять цветом. Второй вариант — составить словарный диктант из 20—25 слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]