Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СИНОНИМЫ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Расскажем о синонимах. В чем состоит их отличие от омонимов?
1.2. Какие синонимы подобрали к слову волшебник? Чародей, колдун, маг, кудесник.
2. Роль синонимов в речи.
2.1. Составим предложения со словами: пасмурный, хмурый, серый, ненастный. Что является общим в лексическом значении этих слов? Выявим, какими оттенками лексических значений отличаются эти слова.
2.2. Синонимы как средство связи предложений в тексте.
2.3. Синонимы как средство художественной выразительности. Найдем синонимы в тексте и объясним их роль в создании художественного образа.
Море и утёс
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила,
И поставила вверх дном?
Волн неистовым прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьют утес береговой, —
Но спокойный и надменный
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал обрызнул сокрушенный,
И струится мутной пеной
Обессиленный порыв...
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час, другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она,
И без вою и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...
Ф. И. Тютчев
2.4. Отредактируем фрагмент школьного сочинения.
На картине И. Э. Грабаря мы видим березовую рощу. На картине он написал один из февральских дней. И. Э. Грабарь показал березу освещенной яркими лучами солнца.
2.5. Работа с текстом.
Прочитаем. Подберем заголовок. Отредактируем. Объясним постановку знаков препинания. Выучим синонимы слова блистать.
3. Вывод. Какое значение имеют синонимы в речи?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.