Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
МОРФЕМА - НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ НАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Анализ изложения «Первый снег».
2. Самодиктант. Кто больше запомнил слов с непроверяемыми гласными и согласными, изученными в теме «Лексика»?
3. Изучение темы «Корень, приставка, суффикс, окончания — наименьшие значимые части слова».
3.1. Повторение названий разделов науки о языке и предмета их изучения.
3.2. Запись темы урока.
3.3. Учитель. Корень, приставка, суффикс, окончания — это морфемы. Морфемы как единицы языка изучает особый раздел науки о языке — морфемика.
Проблемный вопрос. Как понимать выражение: «Морфемы — наименьшие значимые части слова»?
Наименьшей языковой единицей является звук речи. Какие звуки речи образуют, например, слово...? Угадайте-ка его. Первый звук — [х]. Какое слово? Не угадать, потому что один звук [х] лексического значения слова не подсказывает. Второй звук — [л’]. Уже яснее? Третий — [э]... Только звуки все вместе делают слово словом. Хлебный [хл’эбныj’]. Один звук речи, изолированный от других, никакого смыслового значения не имеет. А может быть, он указывает на какой-либо грамматический признак? Проверим. И грамматического значения не имеет.
Рассмотрим языковую единицу другого уровня — морфему хлеб-. Имеет ли эта морфема (корень) лексическое значение? Да, в корне заключается главный смысл слова — продукт питания, приготовленный из злаковых растений. Морфема имеет лексическое значение, поэтому ее называют значимой, называют самой маленькой значимой частью слова. А какое значение имеют другие морфемы в слове хлебный? Суффикс -н- указывает на признак, связанный с предметом хлеб, т. е. дополняет главное лексическое значение слова хлеб. Окончание -ый указывает на форму имени прилагательного: им. п., ед. ч., м. р., т. е. на грамматические признаки; следовательно, имеет грамматическое значение.
Повторим. Каждая морфема имеет лексическое или/и грамматическое значение, поэтому морфему называют наименьшей значимой частью слова.
3.4. Какие морфемы можно выделить в словах?
Наград-и-тъ, отказ-а-л-и, рас-пляс-а-л-а-съ.
4. Запись темы «Изменение и образование слов».
4.1. Как изменяются слова? Просклоняем слово, например, брошюра.
И. брошюр-а |
брошюр-ы |
Р. брошюр-ы |
брошюр-[ ] |
Д. брошюр-е |
брошюр-ам |
В. брошюр-у |
брошюр-ы |
Т. брошюр-ой |
брошюр-ами |
П. (о) брошюр-е |
брошюр-ах |
Это формы одного и того же слова. Слово может стоять в разных формах. Чем отличаются формы одного и того же слова? Окончанием. В окончании заключено грамматическое значение.
Как образуются слова? Брошюр а. От этого слова с помощью суффикса -к- можно образовать новое слово брошюр-к-а, с помощью других суффиксов и приставки, другие новые слова — бро-шюр-ова-ть, с-брошюр-ова-ть. Это все однокоренные слова.
4.2. Запишем различные формы слова, подберем однокоренные слова к словам серебряный, жалею.
Как отличить формы слова и однокоренные слова? Формы одного и того же слова отличаются грамматическими значениями, о которых рассказывают окончания. Однокоренные слова отличаются друг от друга приставками, суффиксами, в которых заключено добавочное лексическое значение.
4.3. Нахождение в тексте однокоренных слов и форм одного и того же слова.
4.4. Самостоятельная работа. Прочитайте. Измените форму какого-либо (по вашему выбору) слова, подберите к нему однокоренные слова.
Фантазия наших далеких предков населяла воздух небесными девами, которые повелевали туманами, облаками, снегами. Люди старались умилостивить их. С этой целью лепили снежных баб. Теперь этот обряд утратил смысл и стал веселой забавой.
5. Вывод урока. Как отличить формы слова и однокоренные слова?
6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.