СУФФИКС - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СУФФИКС - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Работа с тестами.

Карточка 16. Позиционное чередование гласных в корне.

1. Где пишем а?

а) отк...пать корешок

б) небогатый ур...жай

в) уг...щение для медвежонка

г) пок...чаться на ветке

2. Где пишем а?

а) согл...сился поесть

б) обгонять прохожих

в) раст...питъ снежинку

г) ост...новиться в недоумении

3. Где пишем о?

а) уг...стить малыша

б) нак...рмить младенца

в) просм...треть ошибку

г) подск...зать ответ

4. Где пишем о?

а) перет...щить груз

б) гр...хочет вдали

в) не всп...минать о болезни

г) пр...вописание слов

5. Где пишем я?

а) внимательно пригл...деться

б) пот...нула за веревку

в) разв...зать узелок

г) ун...сло ветром


Карточка 17. Позиционное чередование гласных в корне.

1. Где пишем а?

а) сп...сение дельфина

б) придорожная п...ляна

в) нал...вить рыбки

г) захв...тить варежки

2. Где пишем а?

а) не сохр...ниться сейчас

б) простирается д...леко

в) запеч...тлеть на фотографии

г) спуститься с х...лма

3. Где пишем о?

а) по в...дяной глади

б) напр...влятъся к берегу

г) перех...дить перекресток

д) пом...нить за собой

4. Где пишем о?

а) приехать к п...лярникам

б) раскр...шилась льдина

в) пом...гают ученым

г) развесили фон...ри

5. Где пишем я?

а) вгл...деться вдаль

б) прит...нутъ к окну

в) напр...женная поза

г) всп...хать десятину


Карточка 18. Позиционное чередование гласных в корне.

1. Где пишем а?

а) взм...хнул крыльями

б) в таинственной темноте

в) из к...смического пространства

г) доп...лнять ответ

2. Где пишем а?

а) отпр...вляются в путь

б) песня скв...рцов

в) сбиться в т...лпу

г) разн...сить продукты

3. Где пишем о?

а) вдоволь наг...вориться

б) в...сковой налет

в) выстригать рубанком

г) зап...стись терпением

4. Где пишем о?

а) прит...илось вокруг

б) расп...хнуть дверь

в) тщательно рассм...треть

г) т...птался в нерешительности

5. Где пишем я?

а) тревожно взгл...нул

б) разъ...снил решение

в) т...нул время

г) зап...стрели на поляне


Карточка 19. Позиционное чередование гласных в корне.

1. Где пишем а?

а) не отх...дил от матери

б) н...ровил приблизиться

в) интересовался сл...ненком

г) охр...няла малыша

2. Где пишем а?

а) скакать вокруг сл...нихи

б) идти за л...сенком

в) превратился в б...льшого лося

г) пос...дить на колени

3. Где пишем о?

а) высм...треть зайчишку

б) нап...лнять бочку

в) нах...диться близко

г) не переест...ет верить

4. Где пишем о?

а) выбр...сили из воды

б) гр...зит опасностью

в) оф...рмлять документы

г) охв...тило огнем

5. Где пишем я?

а) запр...гать сани

б) ув...дать осенью

в) ув...дать вдали

г) уб...гать налево


Карточка 20. Позиционное чередование гласных в корне слова.

1. Где пишем а?

а) раздр...бить камень

б) упр...влять толпой

в) разгр...мить неприятеля

г) остановиться на н...члег

2. Где пишем а?

а) т...инственная тишина

б) назн...чать дежурство

в) пом...гает понять

г) зак...ляться обливанием

3. Где пишем о?

а) изл...вчиться поймать

б) засм...треться на зверька

в) не исп...льзовал в полной мере

г) пок...тился со двора

4. Где пишем о?

а) сокр...тить сроки

б) пос...дить смородину

в) гром...здятся вдалеке

г) пов...лйло дерево

5. Где пишем я?

а) за...вить о себе

б) разм...стить рекламу

в) су...житься у гнезда

г) распр...мить спину


2. Изучение темы «Суффикс».

2.1. Анализ дидактического материала. Образование однокоренных слов с добавочным лексическим значением с помощью суффиксов.

Вывод: Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня, служит для образования однокоренных слов и дополняет лексическое значение корня.

2.2. Какие суффиксы образуют новые слова с лексическим значением названия лиц по роду занятий? Дополним дидактический материал.

Как называют того, кто...

...заменяет рабочего по окончании его смены? смен-а → сменщик-[ ]

...заправляет на автоколонке машины? заправ-и-ть → заправщик-[ ]

...работает в аптеке? аптек-а → аптек-арь-[ ]

...выпекает хлебобулочные изделия? печь → пек-арь-[ ]

...играет на трубе? труб-а → труб-ач-[ ]

...играет на скрипке? скрипк-а → скрип-ач-[ ]

...пропускает по билетам? билет-[ ] → билетер-[ ]

...работает в шахте? шахт-а → шахтер-[ ]

Какие суффиксы привносят в лексическое значение первого слова добавочное лексическое значение — название лиц по роду занятий?

2.3. Игра «Цветные листики». Учитель показывает карточки или предметы, предлагает ученикам назвать цветовой тон и объяснить, какой суффикс привносит в слово значение неполного присутствия признака, а какой — уменьшительно-ласкательное значение.

голу-бой → голуб-оват-ый, голуб-еньк-ий

желт-ый → желт-оват-ый, желт-еньк-ий

розов-ый → розов-оват-ый, розов-еньк-ий и так далее.

2.4. Работа с текстом. Подбор заголовка. Образование и включение слов с суффиксом -оват-, объяснение уместности слов- прилагательных именно с таким суффиксом.


3. Вывод. Какую функцию выполняет суффикс? Во-первых, образует новое слово, во-вторых, привносит в слово дополнительное лексическое значение.


4. Домашнее задание — составить предложения или небольшой текст на спортивную тему, включив слова из упражнения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]