ОРФОГРАММА «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Повторение темы «Безударные гласные в корне». Семантический анализ как прием обучения правописанию.

1.1. Учитель. Запишем предложение — орфографическую шутку: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. Объясним орфограммы.

1.2. Составьте словосочетания с данными словами. Как связано их правописание со смысловым значением слова?

Примерять — примирять, разрядить — разредить, покорять — покарать, развились — развелись.


2. Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова».

2.1. Работа с таблицей.

Учитель. Прочитаем примеры. Произнесем их. Почему согласные звуки в орфограмме назвали непроизносимыми? Что является опознавательным признаком этой орфограммы? Как проверим, какой корень следует писать?

2.2. Продолжим предложение Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно... Сверим с правилом, данным в учебнике. Какое правило предлагается вспомнить дополнительно?


3. Актуализация знаний.

3.1. Подберем примеры на эту орфограмму.

3.2. Работа с текстом, данным на карточке.

Чудесные теплые деньки неожиданно сбежали на юг. Праздничное лето сменила безрадостная осень.

Еще недавно осиновые листочки подставляли свой жесткий бочок солнцу, купались в лучезарных лучах и счастливо

шелестели. А сейчас заплакала, задрожала осинка. Предчувствует она приближение ненастной поры. Желтые, багровые, медные слезки устлали землю. Не плачь, осинка!

Учитель. Попытайтесь утешить осинку. Закончите текст, сочинив предложение. Найдите слова с орфограммами «Согласные в корне слова».

3.3. Вывод урока. Составим правило, общее для всех орфограмм «Согласные в корне слова».

Чтобы не ошибиться в написании согласных в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренные слова, в которых согласный произносится отчетливо. Этот согласный должен оказаться перед гласным или перед согласными л, м, н, р.


4. Домашнее задание — упражнение из учебника. Задание для самых пытливых и любознательных — найти слова, в которых пишется подряд пять согласных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]