Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРИСТАВКА - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Распределительный диктант. Повторение функций суффиксов: образует новое слово, привносит дополнительное лексическое значение в основу слова. Усвоение теоретического материала проверяется в процессе выполнения упражнения.
2. Изучение темы.
2.1. Записываем тему: «Приставка — это...» Предложение закончим позднее.
2.2. Проблемный вопрос: Какую роль играет в слове приставка?
Рассматривание рисунков учебника и выявление лексического значения приставок, образующих новые слова.
Вывод: Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования слов и дополняет лексическое значение корня.
2.3. Образование новых слов, внесение дополнительных лексических значений с помощью приставок.
2.4. Чем отличаются слова: поделка — подделка, подразнить — поддразнить?
2.5. Придумайте слова:
а) с приставкой в- и корнем, начинающимся с в (ввинтить, ввернуть, вводить, ввоз, вволю, ввязать...);
б) с приставкой от- и корнем, начинающимся с т (оттаивать, отталкиваться, оттащить, оттаять, оттенить, оттенок, оттереть, оттесать, оттечь, оттиск, оттолкнуть, оттопыренный, отторгать, отточить, оттрясти, оттряхнуть, оттуда, оттянуть...). Неполный словообразовательный и морфемный разбор.
2.6. Работа с текстом.
Учитель. Прочитаем отрывок из стихотворения А. А. Фета «Вечер». Какие картины рисует Ваше воображение? Почему первые предложения начинаются со слов, имеющих одну и ту же приставку? Какое добавочное лексическое значение привносит эта приставка в слово?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
А. А. Фет
2.7. Самостоятельная работа.
3. Вывод. Какую роль выполняют приставки и суффиксы при образовании новых слов? Чем отличаются приставки и суффиксы?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.