Правописание гласных и согласных в приставках - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание гласных и согласных в приставках - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: развить умение выделять приставки, находить в них орфограммы; научить писать гласные и согласные в неизменяемых приставках (орф. № 10); развить представление о выразительных возможностях приставок.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Развитие устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

“Кто быстрее” соберёт слова из морфем (морфемы даны вперемешку): под-, -ть, -греб-, -к-, с-, -а-, -став-, -а (Подставка, сгребать.)

— О чём говорит каждая морфема? Какие морфемы имеют варианты?

— В каких морфемах есть позиционные чередования? Учащиеся транскрибируют слова: [патстафка]; [згриэбат’], затем делают морфемный разбор, объясняют написание приставок.

II. Работа по теме урока.

1. Чтение, анализ и запоминание правила правописания приставок (с. 28), подбор названия — неизменяемые приставки, перевод таблицы на с. 29 в текст, запись слов с каждой из приставок, перечисленных в таблице.

2. Упр. 433—436 сопровождаются обозначением орфограммы № 10. Дополнительно учитель может задействовать приставку с-, в том числе с помощью игры “За кем последнее слово?”. Вопрос на понимание: почему в словах здесь, здание, здоровье пишется буква з? Запись слов в словарики.

III. Закрепление изученного материала.

Объяснительный диктант сопровождается выявлением художественной роли приставки в отрывках из стихотворений С. Есенина: 1) Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет. 2) Напылили кругом. Накопытили. 3) Проходил я мимо, сердцу всё равно, просто захотелось заглянуть в окно. 4) Залюбуюсь, загляжусь на девичью на красу.

IV. Подведение итогов урока.

— Кто запомнил пословицы? Учитель читает первую половину пословиц из упр. 436, учащиеся продолжают их, делают тематическое обобщение.

V. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]