Спряжение глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Спряжение глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: закрепить понятие о спряжении глагола, знание личных окончаний глаголов I и II спряжения; научить определять спряжение глагола, произносить трудные глагольные формы; развивать умение спрягать глаголы.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Переработка информации в схему. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Расшифруйте транскрипцию: [буд’иш]. Учащиеся записывают: будешь — будишь (начальные формы: быть — будить). В каком времени употреблены глаголы? В образовании какой формы будущего времени используется первый глагол? Какие орфограммы есть в этих двух глаголах? Почему у них разные окончания?

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

Работа на данном уроке осуществляется с учётом знаний учащихся о спряжении глагола, полученных в начальной школе, и с привлечением материалов урока 18.

1. Определение спряжения глагола, запоминание правила (с. 121), составление схемы, обобщающей выбор гласных в окончаниях глаголов.

I спряжение

е

-ешь

-ет

-ем

-ете

у(ю)

-ут(-ют)

будешь

будет

будем

будете

будут



-ишь

а(я)

-ат(-ят)

будишь



-ит



будит

II спряжение

и

-им



будим



-ите



будите






будят

2. Упр. 667. Запись глаголов, указание их неопределённой формы.

3. Выборка глаголов из домашнего сочинения, определение их спряжения, взаимопроверка.

III. Орфоэпическая работа.

Учащиеся собирают орфоэпически трудные глаголы, которые встречались им на предыдущих уроках, добавляют к ним слова в рамке на с. 121, выполняют задание упр. 668, спрягая также и другие глаголы (звонить, заключить, повторить, руководить), коллективно (индивидуально, в малых группах) составляют “запоминалки” (приводим возможный вариант):

Запомни, как произносить

Всегда ударные на -ить:

Кровоточить и углубить,

А также слово облегчить.

И в личных формах говорим:

Перезвоним и облегчим,

Включим, сорим и углубим,

Руководим и упростим.

IV. Закрепление изученного материала.

Выборочное списывание: по столбикам в зависимости от спряжения.

Раздаётся звонок. Публика торопится в зрительный зал, занимает свои места. Свет гаснет. Киноаппарат яростно стрекочет под звуки рояля. Зрители теснятся на скамейках, шепчутся, грызут подсолнухи, а некоторые даже курят. Вот фильм заканчивается, и ребята выходят на улицу, но мысли их всё ещё бродят где-то в том мире, который они увидели в кино. (По А. Рыбакову)

— У какого глагола нет личного окончания? Почему?

V. Подведение итогов урока. Обобщение сведений о спряжении.

VI. Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе по орфоэпии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]