Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имя существительное - Урок 2 - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: изучить правило употребления мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (орф. № 8); закрепить умение определять морфологические признаки имени существительного; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать способности к абстрактному мышлению.
Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Прогнозирование результатов деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Индуктивное умозаключение. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение слушать и вести диалог.
Ход урока
- Орфографическая разминка. “Помогите Вите”.
Витя написал словарный диктант (он выведен на доску). Помогите ему исправить ошибки. Запишите исправленные слова, выделите орфограммы и систематизируйте их (определите, какие правила Витя усвоил, какие нет).
Литают на парашутах; просит карандаш; держат восемь грушь; клеят обои; бежиш по пристане; не надеешся на помощ; товарищ остановится на опушки.
- Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
- Какое окончание вы написали во всех словах домашнего задания? Почему?
- Есть ли среди слов в стихотворении С. Маршака и Д. Хармса такие существительные, у которых нулевое окончание?
- Какая буква на конце этого слова (чиж)? Почему ж, а не ш? Повторение орф. № 3. Транскрибирование слова: [ч’иш].
- Подбор слов с аналогичным звуковым составом на конце и запись этих слов с морфологической характеристикой: кричишь, стучишь, молчишь, ворчишь, звучишь и др. (глаг., 2-е л., ед. ч.). Вывод о значении определения части речи слова.
III. Изучение орфограммы “Употребление ь на конце существительных после шипящих”.
- Сопоставление двух групп слов:
чиж рожь
грош глушь
крыш чушь
туч дичь
Вывод о необходимости определять склонение у существительных, оканчивающихся на шипящий.
- Чтение и запоминание орфограммы № 8 (с. 47).
- Записанные группы имён существительных учащиеся дополняют словами упр. 98.
- Закрепление темы и контроль за её усвоением.
- Замена слов синонимичными словами с основой на шипящий.
Друг (товарищ), родник (ключ), поддержка (помощь), неправда (ложь), доктор (врач), сила (мощь), граница (рубеж), охранник (сторож / страж), сотрясение (дрожь), жаркая пора (сушь).
- “Разложите по трём корзинам”. Выведенные на доску слова учащиеся распределяют по трём группам: глаголы // сущ. 3-го скл. // сущ. 1, 2-го скл.
Пляж_, москвич_, спешиш_, гореч_, отдаёш_, муж_, тре- щиш_, выигрыш_, чудовищ_, помощ_, роскош_, картеч_, передач_, дрож_, чествуеш_, смерч_, мелоч_, сбежиш_, видиш_, карандаш_.
Составленные на основе данных слов словосочетания учитель может диктовать, а учащиеся выписывают из них слова с шипящим на конце. Такой вариант сопровождается работой у доски трёх учеников, каждый из которых отвечает за одну из групп.
- Диктант с условием выделить все известные орфограммы и с последующей взаимопроверкой.
Подготовит нужную вещь; подарим брошь; шепчет малыш; спускается с высоких круч; извиняешься за серию неудач; нагоняет много туч; испечёшь калач; не надеется на продолжение встреч; раздаётся марш.
- Подведение итогов урока.
Самооценка качества усвоения материала.
- Домашнее задание. 1. Повторение сведений об именах прилагательных. 2. Составление “осеннего словаря” имён прилагательных.