Сказуемое - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Сказуемое - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: дать представление о способах выражения сказуемого; развивать умение находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; научить выбору способа выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации; совершенствовать умение создавать письменный текст на заданную тему.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Моделирование. Анализ объектов с установлением существенных признаков. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Отгадайте, какие знаки препинания спрятались здесь. (Из стихотворения А. Шибаева “Точка, точка, запятая...”.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом.

(Вопросительный знак)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

(Точка)

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

(Восклицательный знак)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Анализ грамматических основ из домашнего упражнения, характеристика предложений по цели высказывания, “сбор” сказуемых (его может сделать ученик у доски, пока проверяется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смотрит, сидит, прыгает, улетают.

Беседа по записанному тексту:

— Можно ли назвать записанные предложения текстом? Докажите свою точку зрения.

— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами?

Учитель информирует учащихся о том, что формы глагола являются одним из средств связи между предложениями текста. Чтобы закрепить это наблюдение, учащиеся меняют настоящее время глаголов на прошедшее.

— Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно глаголами?

III. Изучение новой темы.

1. Вывод, сделанный учащимися, закрепляется и расширяется при анализе теоретического материала учебника (с. 77).

2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистическую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 предложения, в которых сказуемые выражены разными способами (полное прилагательное, краткое прилагательное, существительное). Анализируется также первое (односоставное) предложение.

3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимопроверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы.

4. Создание миниатюрных сочинений (упр. 166), самоанализ. Вывод о роли прилагательных в описании природы.

5. Сопоставление наблюдений, сделанных при анализе текстов-описаний природы.

IV. Закрепление изученного материала.

Учащиеся составляют таблицу “Способы выражения сказуемого”, которую они заполняют примерами (предложениями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений.

Глагол

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Существительное





V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.

VI. Домашнее задание. Упр. 168. Подготовиться к изложению: составить план текста, пересказать его устно. Памятка на с. 169.






Для любых предложений по сайту: [email protected]