Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Сказуемое - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: дать представление о способах выражения сказуемого; развивать умение находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; научить выбору способа выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации; совершенствовать умение создавать письменный текст на заданную тему.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Моделирование. Анализ объектов с установлением существенных признаков. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Отгадайте, какие знаки препинания спрятались здесь. (Из стихотворения А. Шибаева “Точка, точка, запятая...”.)
Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (Вопросительный знак) |
Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (Точка) |
Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (Восклицательный знак) |
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Анализ грамматических основ из домашнего упражнения, характеристика предложений по цели высказывания, “сбор” сказуемых (его может сделать ученик у доски, пока проверяется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смотрит, сидит, прыгает, улетают.
Беседа по записанному тексту:
— Можно ли назвать записанные предложения текстом? Докажите свою точку зрения.
— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами?
Учитель информирует учащихся о том, что формы глагола являются одним из средств связи между предложениями текста. Чтобы закрепить это наблюдение, учащиеся меняют настоящее время глаголов на прошедшее.
— Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно глаголами?
III. Изучение новой темы.
1. Вывод, сделанный учащимися, закрепляется и расширяется при анализе теоретического материала учебника (с. 77).
2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистическую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 предложения, в которых сказуемые выражены разными способами (полное прилагательное, краткое прилагательное, существительное). Анализируется также первое (односоставное) предложение.
3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимопроверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы.
4. Создание миниатюрных сочинений (упр. 166), самоанализ. Вывод о роли прилагательных в описании природы.
5. Сопоставление наблюдений, сделанных при анализе текстов-описаний природы.
IV. Закрепление изученного материала.
Учащиеся составляют таблицу “Способы выражения сказуемого”, которую они заполняют примерами (предложениями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений.
Глагол |
Полное прилагательное |
Краткое прилагательное |
Существительное |
V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.
VI. Домашнее задание. Упр. 168. Подготовиться к изложению: составить план текста, пересказать его устно. Памятка на с. 169.