Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Прямая речь - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятиями “прямая речь”, “слова автора”; развить умение соблюдать особенности интонации предложений с прямой речью; научить ставить знаки препинания в таких предложениях, составлять их схемы, менять позицию прямой речи по отношению к словам автора.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Работа с научными текстами. Распознавание и анализ объектов. Преобразование графической информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Ход урока
I. Работа над ошибками в контрольном диктанте.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником на с. 113 (до пунктуационного правила).
2. Наблюдения над предложениями упр. 245: отработка интонации, работа с глаголами говорения. Учащиеся собирают слова, которые вводят прямую речь в указанных примерах: сказала, заплакали, зарыдало, шепнул, затем дополняют эту группу.
Данная работа может происходить в игровой форме (например, как дуэль между двумя группами): побеждает та группа, за которой останется последнее слово. Слова записываются на доске и в тетрадях: говорить, проговорить, ответить, спросить, подсказать, посоветовать, произнести, крикнуть, провозгласить, попросить, прикрикнуть, отругать, промямлить, процедить, отговориться, напугать, объяснить, заставить, призвать и пр.
3. Наблюдения над пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей перед словами автора, составление схем предложений упр. 245 (ПП № 5, с. 113).
4. Работа с правилом № 5 (с. 114), выразительное чтение предложений в материалах для наблюдения, сравнение схем и запоминание, когда ставится двоеточие, когда тире, чем заменяется точка в конце прямой речи перед словами автора.
Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая — после кавычек. Также можно предложить использование менее громоздких схем, принятых в старших классах:
А: “П”. А: “П!” “П”, — а. “П!” — а.
А: “П?” “П?” — а.
5. Выразительное чтение предложений упр. 246, мини-конкурс на лучшее исполнение роли в баснях И. А. Крылова (одновременно — конкурс на узнавание басен, из которых взяты предложения).
Перед выполнением письменного задания учащиеся отвечают на вопрос, почему в прямой речи так часто встречаются обращения.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Упражнение 247.
IV. Подведение итогов урока. Взаимопроверка выполненного упражнения.
V. Домашнее задание. § 48; подобрать и записать предложения с прямой речью из любимой басни И. А. Крылова (из сказки А. С. Пушкина).