Омонимы - Лексика. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Омонимы - Лексика. Культура речи

Цели урока: познакомить с содержанием понятия “омонимы”; научить различать омонимы и многозначные слова, находить омонимы в толковом словаре, отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Расширение представления о значении слова. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Что можно набрать, ничего не беря в руки? (Номер телефона; скорость.)

— На каком имеющемся у слов свойстве основано данное задание? (На многозначности.)

II. Контрольный словарный диктант.

Парашют, распространённый, восклицательный, теннис, баскетбол, пожалуйста, здравствуйте, интересоваться, повествование, кириллица, алфавит, барабанщик, скворечник, шоссе, документ, километр, почерк, ароматный, кроссворд, коралловый (20 слов).

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения А. Барто (с. 159), ответ на сформулированные в учебнике вопросы (с. 160).

2. Анализ и переработка теоретических сведений учебника (с. 160), запись в тетради-справочнике по модели: Омонимы — это...

Учитель дополнительно может рассказать о происхождении этого термина: от греч. homos — одинаковый и onyma — имя.

3. Учащиеся осваивают особенности обозначения омонимов в толковом словаре, находят примеры таких слов.

— Почему слово вал написано в словаре три раза?

— Это слово многозначное? (Поскольку слов не одно, а три, то и ответ будет соответствующим: каждое из трёх слов вал однозначно.)

Учитель должен учесть, что представленные в словаре сведения о слове вал не совсем точны: первые два значения слова в словарях современного русского языка расцениваются как значения многозначного слова. В то же время в русском языке действительно три слова вал. Последнее из них — это вал — общий объём продукции. От этого слова происходит прилагательное валовой. В сильном классе можно предложить переработать данный в словаре учебника материал.

4. Выполнение упр. 354, 355 сопровождается лексическим, орфографическим и орфоэпическим комментарием.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Выполнение упр. 357 в сильном классе можно сопроводить информацией о том, что есть понятие частичной (неполной) омонимии. Встретившиеся в данном упражнении и совпавшие в одной из форм слова называют омоформами (одинаковые формы). Кроме того, в языке есть омофоны — совпадающие в звучании, но различающиеся в написании слова (пруд — прут, съезд — съест), а также омографы, которые совпадают в написании, а произносятся по-разному (замок — замок; нападать — нападать).

Запомним: омонимами называются слова, которые специальным образом обозначены в словаре. Самое большое число омонимов в русском языке среди существительных.

2. Упр. 358. Дополнительно учащиеся отвечают на вопрос: “С какой целью писатели используют омонимы?”

V. Подведение итогов урока.

— Зачем нужно учитывать то, что в языке есть омонимы?

VI. Домашнее задание. Упр. 356.






Для любых предложений по сайту: [email protected]