Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Приставка - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить опознавать приставку как словообразующую морфему, определять её смысловое значение, обозначать приставки, подбирать ряды однородных слов, образованных приставочным способом.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Кто больше?” Даны схемы, следует составить по ним слова так, чтобы в составленной группе суффикс имел одно и то же значение:
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка. У доски учащийся выписывает только прилагательные, дополняет ряд своими примерами и объясняет, что связывает все эти слова. Класс дополняет его работу своими словами, участвуя в конкурсе “Кто последний?”. Победитель задаёт вопросы классу по изученным темам раздела “Морфемика”.
III. Работа по теме урока.
Работа с материалами учебника: комментирование рисунков, расшифровка схем (с. 21) — запись глаголов в составе словосочетаний, составление предложений, выполнение упр. 416, 418.
Не рекомендуется выполнять упр. 415 в предложенном формате, поскольку у учащихся формируется ошибочное представление о приставочном способе образования прилагательных (по аналогии с глаголами). Следует организовать работу с опорой на существительные:
Значение приставки — “без чего-либо; в отсутствие чего-либо”.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом (спроецирован на доску): выразительное чтение, определение темы, стиля и типа речи. Грамматические задания: найти слова с приставками, выделить их. Выписать второе предложение, графически объяснить знаки препинания.
Наступила торжественная минута. Проревел пароходный гудок, и судовая команда во главе с капитаном выстроилась на баке. Послышалась нестройная, трескучая “музыка”. На палубу выскочили “морские черти”, в которых нетрудно было узнать вымазанных сажей матросов. Они застучали трещотками, забили в кастрюли, сковороды, тазы. Под оглушительные звуки появился владыка океана — Нептун. На нём была шутовская корона, вырезанная из жести и увенчанная бубенцами, в руке он держал трезубец-вилы. Его густая зелёная борода из пакли ниспадала к босым ногам. (По П. Ильину)
V. Подведение итогов урока. Учащимся предлагается образовать от глагола рисовать с помощью приставок новые слова. Какие значения добавляют приставки к исходному слову?
VI. Домашнее задание. Упр. 417.