Беглые гласные - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Беглые гласные - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о беглых гласных; кратко познакомить с их историей; учить выделять корни с беглыми гласными; развивать мотивацию к познавательной деятельности, развивать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить морфемы с беглыми гласными; понимать термин “ноль звука”; определять чередующиеся гласные; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 422 — проверка по цепочке.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите предложение под диктовку, схематически объясните постановку знаков препинания; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут. (А. С. Пушкин)

(Плещут — плеск, блещут — блеск, блестеть, блистать.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Беглые гласные — это, по существу, продолжение темы “Чередование звуков”. Только гласные чередуются не с другими гласными, а с нулем звука: сон — сна, отец — отца, день — дня и т. д.

Заметим, что чередоваться с нулем звука могут только гласные о и е. Почему? Дело в том, что в древности в нашем языке были не только обычные, но и краткие гласные о и е. На месте этих кратких гласных и происходит чередование с нулем звука.

Долгие и краткие звуки есть и сейчас в некоторых языках.

2. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 79, с. 24) и сделайте вывод.

Вывод. Беглые гласные бывают в корнях, приставках и суффиксах.

3. Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите предложение под диктовку, составьте схему, найдите слова с чередованием звуков и с беглыми гласными, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

Днем птиц было много, и они редко пели.

(Днем — день, птиц — пичуга — пичужка, много — множество, редко — реже.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 425 — комментированное письмо.

2. Упр. 426 — выполнение задания (устный разбор, самостоятельное выполнение).

Дополнительный вопрос

— Как узнать, какая буква — е или и — пишется в суффиксах слов чулочек, мешочек, орешек, платочек, узелочек?

Комментарий

Существуют суффиксы -ик- и -ек-. Различить их в слабой, безударной позиции помогут два слова, связанные по смыслу: ключик и замочек.

Поставим оба слова в Р. п.: ключика — замочка. Мы видим, что в слове ключика суффикс сохранился, а во втором слове (замочка) гласный суффикса выпал. Значит, это суффикс -ек-. Ведь нам известно, что краткими были только е и о, только они могут “выпадать”, чередоваться с нулем звука.

Если при изменении слова гласный в суффиксе сохраняется, это суффикс -ик-, если не сохраняется — это суффикс -ек-.

3. Упр. 427 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

4. Упр. 428 — комментированное письмо.

5. Упр. 430 — чтение, обсуждение вопросов.

6. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 25, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания.

Ремень, чехол.

V. Занимательная лингвистика

Упр. 429 — командная игра в беглые гласные.

VI. Подведение итогов

— Почему беглые гласные так называются?

— В каких частях слова бывают беглые согласные?

Домашнее задание

1. § 79.

2. Упр. 430 — сочинить продолжение сказки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]