Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Контрольная работа по теме Морфемика. Орфография. Культура речи - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора, работы с тестами; формировать навыки самоанализа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
Диктант.
Окна были из разноцветных стеклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.
Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае да и убежит от нее.
Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времен года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.
(110 слов)
(По Г.Х. Андерсену)
Грамматическое задание
1. Сделайте морфемный разбор слов: вариант I — окружали, вариант II — вспомнит.
2. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте схемы предложений. Вариант I — третье предложение текста (Пока Герда ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком), вариант II — шестое предложение текста (Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю).
3. Выпишите слова с вариантами морфем, подберите примеры вариантов морфем: вариант I — из первых двух предложений первого абзаца, вариант II — из третьего и четвертого предложений первого абзаца.
Комментарий
1. Морфемный разбор слов.
2. Синтаксический разбор предложений.
Пока [1], [2].
[1], и [2].
3. Вариант I:
окна — окон, разноцветных — цвести, стеклышек — стеклышко, старушки — старушек, освещена — светом, удивительным — удивлять, радужным — радуга, вишнями — вишен.
Вариант II:
расчесывала — раздавала, ей — она, волосы — златовласая, золотым — злато, гребешком — гребешок, вились — вьются, окружали — круг, приветливое — привечать, личико — лицо, девочки — девочек.
III. Итоговый тест по теме “Морфемика. Орфография. Культура речи”
Тест 20 (по вариантам): см. КИМы.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: задание 120 (с. 61).