Имя существительное как часть речи (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имя существительное как часть речи (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки определения морфологических признаков существительного, его синтаксической роли; учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о синтаксической роли существительного; научатся понимать отличие существительных от других частей речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое имя существительное как часть речи?

— Какие грамматические признаки существительных вам известны? Приведите примеры.

— Какова синтаксическая роль имен существительных?

— Какие знаки препинания ставятся, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными?

2. Упр. 474 — рассказ о персонажах и событиях любимых книг.

3. Упр. 476 — беседа по вопросам (в это время три ученика выполняют на доске морфологический, синтаксический и морфемный разбор).

Комментарий

Варианты заглавий: “Малая Родина”, “С чего начинается любовь к Родине”.

Дополнения, выраженные именами существительными в В. п. (прямые дополнения): любим (что?) место; узнает (что?) дом, сад; запоминает (что?) яблоню, стежку; не забудет (что?) дом, игры, дорогу; любим (что?) березу, речку, улицу.

Близкие по значению глаголы, объединяющие второе и третье предложения: запоминает, не забудет.

III. Отличие имен существительных от других частей речи

1. Беседа.

Мы говорим о существительных как о предметах, но эта часть речи обозначает не только предметы. Слово предмет мы понимаем широко: явление действительности, объект. Давайте разберемся.

2. Задание. Определите части речи (слова записаны на доске).

1) Синеть, синий, синева;

2) краснота, красненький, краснеть;

3) слабость, слабый, слабеть;

4) добреть, добротный, доброта;

5) желтизна, желтеть, желтоватый.

— Что общего между словами каждого ряда? (Корень.)

— На какие вопросы отвечают слова синева, краснота, слабость, доброта, желтизна? (На вопрос имен существительных — что?)

— Каково значение этих существительных? (Эти слова обозначают признак как предмет, явление.)

— Могут ли эти существительные иметь при себе прилагательные, определяющие их? Приведите примеры. (Примерный ответ. Могут: глубокая синева, болезненная краснота, мышечная слабость, искренняя доброта, чуть заметная желтизна.)

— Как образованы эти существительные? (С помощью суффиксов -ев-, -от-, -ость-, -изн-.)

Мы выяснили, что некоторые существительные имеют значение признака как явления. А могут ли имена существительные иметь значение действия как предмета, явления, т. е. быть по значению близки глаголам?

Для ответа на этот вопрос возьмем ряд глаголов и попробуем образовать от них имена существительные.

3. Задание. Образуйте от этих глаголов имена существительные, которые обозначают действие как предмет, явление.

Ходить, читать, уважать, купаться, восставать, грызть.

(Глаголы записаны на доске в первый столбик, по мере выполнения задания заполняем второй.)

(Хождение, чтение, уважение, купание, восстание.)

Комментарий

От слова грызть существительное не образуется. Есть однокоренные существительные грызня (разговорное), грызун, но они имеют несколько другое значение. Грызун — млекопитающее с сильными передними зубами (белка, мышь, суслик). Грызня — драка между животными; мелочная ссора, перебранка между людьми.

В словосочетании грызть орехи нельзя заменить глагол существительным; не скажешь же: грызня орехов.

Вывод. От некоторых, но не ото всех глаголов образуются существительные со значением действия, обозначающие это действие как предмет, явление.

4. Чтение теоретического материала учебника (с. 47).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 477 — выразительное чтение текста, устные ответы.

2. Упр. 478 - выполнение заданий (самостоятельная работа).

3. Упр. 479 — комментированное письмо, фонетический разбор слов на доске.

V. Развитие речи

Упр. 481 — беседа по сюжету картины Г. Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”; написание небольшого рассказа по картине.

VI. Подведение итогов

— Что нового вы узнали об имени существительном?

— Чем существительное отличается от других частей речи?

Домашнее задание

1. § 88.

2. Упр. 480.






Для любых предложений по сайту: [email protected]