Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Род имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания о категории рода имен существительных; приучать к соблюдению речевых норм; развивать навыки согласования членов предложения, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять род имен существительных; согласовывать имя существительное с прилагательным и глаголом в прошедшем времени; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 491 — ученики по очереди читают записанные ими имена, отчества, фамилии, остальные стараются ответить, чем знаменит тот или иной человек.
2. Упр. 494 — ученики по очереди читают собственные имена существительные, остальные стараются ответить, о героях каких книг идет речь.
3. Упр. 501 — чтение ответов на вопросы.
4. Проверка выполнения индивидуального задания: сообщение о названиях улиц своего города, села.
5. Вопросы.
— Сколько родов имен существительных есть в русском языке? (Три рода: мужской, женский и средний.)
— Почему слова отец, муж, мальчик, сын, ученик, заяц, бык, конь относятся к мужскому роду, а слова мать, женщина, девочка, дочь, ученица, зайчиха, корова, лошадь — к женскому?
— Какие слова относятся к среднему роду?
— С помощью каких слов можно прояснить род существительных? (Прояснить род помогают связанные с существительными слова — прилагательные и глаголы прошедшего времени.)
III. Работа по теме урока
Почему солнце среднего рода, а луна — женского? Почему яблоко среднего рода, слива — женского, а апельсин — мужского?
Объяснить принадлежность многих слов к тому или иному роду трудно. Приходится принимать как данность то, что выработано языком за время его существования.
Есть еще слова общего рода. Засоня, неряха, зазнайка, невежа, умница и т. п. — эти слова могут относиться к лицам и женского, и мужского пола.
В большинстве случаев мы не задумываемся, к какому роду относится то или иное слово. Однако в некоторых случаях приходится обращаться за помощью к словарям.
— Как вы думаете, почему глаголы именно прошедшего времени проясняют род существительных? (Потому что только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 502, 503 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 504 — комментированное письмо.
3. Упр. 506 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
4. Упр. 507 — чтение фрагментов сказки Ю. Олеши “Три толстяка”, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение 1-го отрывка.
Комментарий
Слова, с помощью которых мышь описывается так, словно речь идет о человеке, находим во втором отрывке:
Мышь сидела с крайне равнодушным видом, как будто ей не впервые сидеть за решеткой. Она притворялась.
Такое уподобление одних предметов другим (метафора) характерно для художественного стиля. В данном случае использован частный вид метафоры — олицетворение.
Примечание
Обратим внимание учеников на запятые при деепричастных оборотах во втором и третьем отрывке. Можно сказать, что подобные обороты обозначают добавочное действие, подробно изучать их мы будем позднее.
V. Подведение итогов
— Почему важно знать, к какому роду относится то или иное имя существительное?
Домашнее задание
1. § 92.
2. Упр. 505, 507 (2-й и 3-й отрывки).