Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Сжатое изложение - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать умения членить текст на части, находить основную мысль текста, владеть приемами сжатия текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 512 — пересказ текста, обсуждение задания и вариантов заглавия: “Чернила-невидимки”, “Чудесные чернила”.
2. Выполнение индивидуального задания: чтение предложений с местными топонимами, которые имеют форму только мн. ч.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Вы уже пересказывали текст сжато: вспомним историю о зазнавшемся пне (см. урок 39). На этот раз задание усложняется: необходимо уложиться всего в 60 слов, причем в это число входят и короткие слова — местоимения, предлоги, союзы, частицы.
Но сначала необходимо познакомиться с текстом, внимательно прочитать его, выделить основную мысль, найти самые важные предложения.
2. Работа с текстом Е.А. Пермяка “Перо и чернильница” (упр. 513).
1) Выразительное чтение текста (читает учитель или заранее подготовленные ученики по ролям).
Примечание
Следует пояснить ученикам, что до 60-х гг. прошлого столетия шариковых ручек не было, писали ручками со стальным пером, обмакивая его в чернила.
2) Обсуждение вопросов и заданий к тексту.
Комментарий
К вопросу о четырех основных частях текста.
Первая часть - первый диалог внука и деда. Вторая часть — попытки Сережи “добыть” сказку. Третья — второй диалог внука и деда. Четвертая — заключение о притче деда.
К вопросу о главной мысли каждой части.
Главная мысль первой части: “Откуда ты сказки берешь?”, второй части: “а сказка не зацепляется”, третьей части: “Придет время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь”, четвертой части: “дедову притчу запомнил”.
3. Советы учителя.
Для того чтобы сжать текст, можно пересказать диалоги своими словами (упростить), опустить (исключить) детали, обращения, подробности, повторы, обобщить предложения с однородными членами, оставить лишь несколько развернутые главные мысли каждой части. Таким образом, мы применим приемы сжатия текста — упрощение, исключение, обобщение.
4. Написание черновиков изложения, редактирование.
Пример сжатого изложения
Как-то Сережа спросил у деда, откуда тот берет сказки. Дед ответил, что достает их из чернильницы.
Сережа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но напрасно.
Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: “Придет время, научишься, если не только собой будешь занят”.
Не все понял Сережа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал.
(60 слов)
Домашнее задание
1. Написать чистовик сжатого изложения.
2. Рабочая тетрадь: задание 125 (с. 65).