Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Изложение - Урок 2 - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать навыки анализа текста, устного и письменного изложения текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему текста; выделять главную мысль текста, выделять микротемы; составлять план; строить речевые высказывания; подробно излагать текст с изменением лица рассказчика; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 544 — чтение словосочетаний, взаимопроверка.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Автор текста изложения, которое вы будете писать сегодня (упр. 547), — замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев. Его родина — небольшая сибирская деревня Овсянка в Красноярском крае. Астафьев рассказывает о себе, о своих впечатлениях. Такой рассказ называется автобиографическим.
Вы должны будете изложить текст от 3-го лица. Но сначала прочитаем весь текст и обсудим некоторые вопросы.
2. Выразительное чтение текста.
3. Пересказ первой части текста.
4. Упр. 547 — беседа по вопросам.
Дополнительные вопросы
— В каком стиле написан текст?
— Определите тип речи текста.
— С помощью каких изобразительно-выразительных средств описывает березы Астафьев?
— Найдите примеры просторечных, разговорных слов. Какова их роль в тексте?
Комментарий
Варианты заглавий: “Родные березы”, “Уголок родины”.
Текст написан в художественном стиле. Тип речи — описание.
Астафьев описывает березы так, что они представляются читателю живыми, родными существами. Писатель использует олицетворения: березы... не лопотали, отпоили и выходили их; метафоры: в зеленой пене березового листа; сравнения: три березки толщиной в детскую руку; сиротами кажутся; пестрели, как веселые сороки. Действительно, черно-белая раскраска берез напоминает оперение сороки-белобоки.
Автор выбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эпитеты, подчеркивающие нежность, незащищенность, трогательность березок: в мягкой травке, березки, полянкой; на нежной зелени; хорошо, покойно взгляду.
Просторечные, разговорные слова и выражения: бродил, глазел, дивился, не лопотали; нельзя было оторвать глаз — подчеркивают простоту, безыскусность, искренность чувств автора. Березки напомнили ему родную деревню, родину, куда стремилась его душа.
5. Пересказ текста (от 3-го лица).
6. Написание изложения.
Домашнее задание
Упр. 546.