Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова Наводнение - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова Наводнение - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить изученное о кратких прилагательных; развивать навыки описания картин, монологической речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание, конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 597 - чтение исправленных предложений (в это время ученик делает морфологический разбор слова).

2. Задание из рабочей тетради.

III. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение вопросов.

— Каковы грамматические особенности кратких прилагательных?

— Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

2. Задание. Объясните значение пословицы, правописание слов с орфограммами, пунктуацию; выясните значение рифмующихся слов.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Комментарий

Гуж — кожаная петля у хомута, служащая для скрепления оглобель и дуги.

Дюж — полная форма дюжий: очень сильный, здоровый, крепкого сложения.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.Н. Комарова “Наводнение”. Герой этой картины — заяц. Согласитесь, не часто нам встречались такие персонажи.

Художники или скульпторы, которые изображают преимущественно животных, называются анималистами (от лат. animal — животное). Те, кто изучает английский язык, вспомнили знакомое слово.

Рассмотрим репродукцию картины.

2. Упр. 598 - обсуждение вопросов.

— При ответах товарищей делайте пометки в черновиках, записывайте наиболее удачные, с вашей точки зрения, слова, выражения, мысли.

Дополнительный вопрос

— Героев какого произведения напоминает вам этот зайчишка? (Произведения Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.)

3. Устные рассказы.

— Обратите внимание на важное замечание: вы должны представить, что рассказываете о картине и ее герое не своему ровеснику, а младшему. Расскажите так, чтобы ему было понятно и интересно.

Пример рассказа

Ты не видел картину Комарова “Наводнение”? Как ты думаешь, что там нарисовано?

Да, разлив реки, но главное не это. Посмотри, на картине только одно живое существо — это заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчишки стоят торчком, развернуты в стороны: он чутко прислушивается, нет ли еще откуда-нибудь опасности. Глаза большие, испуганные, шерстка встала дыбом. Зайчишка затаился, подобрал лапки, прижался в ветке и стволу дерева — это его единственная защита и надежда.

Как же он попал на дерево? Наверное, когда началось наводнение, он пытался убежать от подступающей воды и в последний момент успел запрыгнуть на толстый сухой сук.

Кругом вода. Вдалеке видны деревья, но они так далеко, что кажутся маленькими даже по сравнению с зайчиком. Придется ему ждать, пока вода отступит и он сможет спрыгнуть на землю.

V. Подведение итогов

Обсуждение устных рассказов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по картине А.Н. Комарова “Наводнение”.

2. Рабочая тетрадь: задание 134.






Для любых предложений по сайту: [email protected]