Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Виды глагола - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид глагола; узнают особенности глаголов совершенного и несовершенного вида; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 637 — запись стихотворения Н.И. Рыле́нкова по памяти.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений (§ 111, с. 109-110).
2. Беседа.
Вопросы к видам глаголов легко запомнить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? (что сделал? что сделаю?). Оба слова: совершенный и сделать — начинаются на букву с, они означают, что действие совершено.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? (что делал? что делаю? что буду делать?), они означают, что действие еще не совершено, а совершается, совершалось, будет совершаться.
У глаголов совершенного вида есть только два времени: прошедшее и будущее. Настоящего времени у глаголов этого вида нет, потому что они означают завершенное действие в прошлом или то, которое будет завершено в будущем. Если действие завершено, значит, оно уже ушло в прошлое, речь идет о прошедшем времени.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 638 — выразительное чтение (запись слов на доске и в тетрадях).
Жну — сожну, кошу — накошу, сею — посею, поливаю — полью, пишу — напишу, рисую — нарисую, черчу — начерчу.
Комментарий
Можно записать глаголы в два столбика: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида.
Обратим внимание на то, что все глаголы несовершенного вида, за исключением глагола поливаю, бесприставочные, а глаголы совершенного вида — с приставками.
2. Упр. 639 - обсуждение вопросов, запись глаголов, определение их вида (синтаксический разбор выполняется на доске).
Комментарий
Словосочетания с глаголами несовершенного вида: день-деньской печет; целый день стоит (глаголы настоящего времени); все утро шел (глагол прошедшего времени).
Словосочетания с глаголами совершенного вида: вдруг застучали (глагол прошедшего времени); да как сразу грянет (глагол будущего времени в значении прошедшего).
Слова, зависящие от глаголов, помогают определить их вид. От глаголов несовершенного вида зависят слова, обозначающие продолжительность действия; от глаголов совершенного вида — слова, обозначающие внезапность действия.
В предложении В полях, не кошенных косой, все утро дождик шел косой есть слова, одинаковые по написанию и звучанию. Но это не омонимы, это слова с совпадающими формами — омоформы. Начальные формы этих слов разные: существительное коса и прилагательное косой.
V. Занимательная лингвистика
Этимологическая справка
— Вы, наверное, слышали, как о человеке говорят, что он распоясался. Что это значит?
Распоясаться — утратить сдержанность, стать распущенным, наглым. Другое значение этого глагола — снять с себя пояс. Как же невинное слово приобрело такое негативное, отрицательное значение? Обратимся к истории.
В старину пояса были длинными, достигали 4 м в длину и 20 см в ширину. Дома их не носили, придя домой, долго разматывали пояс. Освободившийся от пояса человек чувствовал себя свободно, вольно, терял сдержанность, необходимую на людях.
Видимо, иногда распоясавшиеся, т. е. снявшие пояс, люди вели себя слишком уж вольно, а иногда позволяли себе неподобающее поведение и вне дома, на людях. Отсюда и появилось новое значение глагола с негативной окраской.
VI. Подведение итогов
— Почему глаголы несовершенного и совершенного вида так называются?
Домашнее задание
1. § 111.
2. Упр. 640.