Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить умение распознавать изучаемую орфограмму; показать обобщающее значение формы глаголов 2-го лица ед. ч. в речи; формировать познавательный интерес.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. ч.; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 689 — диалоги на тему “Я встречаю гостей”. (Рассказывают несколько учеников, остальные - на следующем уроке.)

III. Самоопределение к деятельности

Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. ч.” вам уже известна. Мы повторяем ее в теме “Глагол”, чтобы обобщить все известное нам о правописании этой части речи.

— Почему мягкий знак после ш пишется, но не смягчает звук?

(Ответ. Потому что звук [ш] всегда твердый.)

Обратим внимание на то, что мягкий знак пишется не только на конце глаголов во 2-м лице ед. ч., но и перед суффиксом -ся: знаешь, поешь, умываешься, улыбаешься.

IV. Работа по теме урока

1. Объяснительный диктант.

Начнешь учиться, будешь стараться, борешься с ленью, бежишь навстречу, кормишь собаку, слышишь звонок, надеваешь ботинки, одеваешь сестренку, аккуратно одеваешься, прыгаешь от радости, хочешь помочь, расположишься у речки, стараешься улечься поудобнее, наклеиваешь марку.

2. Обобщающий смысл глаголов 2-го лица ед. ч.

Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите пословицы под диктовку, объясните правописание глаголов; поясните смысл пословиц.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Комментарий

В пословицах очень часто глаголы стоят во 2-м лице ед. ч. Это не значит, что пословица обращена к какому-то одному конкретному человеку. Мы понимаем, что она обращена к каждому из нас, имеет обобщающее значение. Выражают это значение глаголы во 2-м лице ед. ч.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 690 — комментированное письмо.

Комментарий

Глаголы в порядке постепенного усиления действия: шепчешь, говоришь, кричишь; улыбаешься, смеешься, хохочешь; тлеешь, горишь, полыхаешь.

Дополнительный вопрос

— В какой из этих трех групп глаголы часто употребляются в переносном значении?

Глаголы употребляются в переносном значении в третьей группе. Глаголы 2-го лица ед. ч. предполагают действия человека. Можно сказать: Ты не живешь, а тлеешь. Ты горишь от стыда. Ты полыхаешь от ярости. Все эти предложения содержат метафору: перенос действий неживых предметов на живые.

Можно сказать и так: Что ты тлеешь, мой костер? Ярко ты горишь, рябина, полыхаешь, как огонь! Обращаясь к неживым предметам, как к живым, мы используем олицетворение.

В наших примерах значение этих глаголов во 2-м лице ед. ч. переносное.

2. Упр. 691 — выразительное чтение, ответ на вопросы, комментированное письмо (морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях).

3. Упр. 692 — чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (фонетический, синтаксический и пунктуационный разбор выполнятся на доске и в тетрадях).

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке нас. 131, в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания: фотоаппарат, бинокль.

VI. Подведение итогов

— Какую орфограмму мы повторили?

— Как в пословицах проявляется особенность глаголов, стоящих во 2-м лице ед. ч.? (Эти глаголы придают высказыванию обобщающее значение.)

Домашнее задание

1. § 121.

2. Упр. 693.

3. Рабочая тетрадь: задание 141 (с. 72).






Для любых предложений по сайту: [email protected]