Развитие речи. Употребление времен в устных и письменных рассказах - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Употребление времен в устных и письменных рассказах - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать, как формы глаголов настоящего и будущего времени употребляются для изображения действий в прошлом; развивать навыки описания рисунков, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рассказы по рисункам, используя формы глаголов настоящего и будущего времени для изображения действий в прошлом; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите под диктовку четверостишие; сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор глаголов (вариант I - первого и третьего глаголов; вариант II - второго и четвертого), ответьте на вопросы.

— Из какого произведения взят фрагмент? (Из “Сказки о царе Салтане...” А.С, Пушкина.)

— В каком времени употреблены глаголы?

— О каком времени рассказывается во фрагменте сказки?

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Комментарий

Важно правильно определить неопределенную форму глаголов блестеть (не блистать, так как форма настоящего времени не блистают), хлестать, идти, плыть.

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 696 — устные рассказы и их обсуждение.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Многие из вас, наверное, любят спорт, смотрят по телевизору соревнования спортсменов, футбольные, хоккейные, баскетбольные, волейбольные матчи. Кто-то видел соревнования на стадионе, участвовал сам в спортивных состязаниях, эстафетах, болел за своих знакомых, за любимую команду.

Телевизионные трансляции обязательно сопровождаются речью спортивных комментаторов. Спортивные репортажи можно прочитать в газетах, услышать по радио. Хорошие репортажи отличаются краткостью, емкостью, динамичностью, выразительностью языка.

Спорт — одна из важных сторон жизни: он заряжает энергией, вызывает стремление к победе, желание не пасовать перед трудностями. Многие спортивные соревнования смотришь с захватывающим интересом, так драматично они развиваются.

Попробуйте поставить себя на место спортивного комментатора и написать спортивный репортаж. В этом помогут рисунки к упр. 697 (с. 133—134).

— В каком тоне вы будете писать репортаж?

— Какие формы глаголов вы выберете?

— Какие глаголы движения помогут вам рассказать о футбольном матче?

2. Подготовка, устные описания рисунков.

3. Написание репортажа.

Пример продолжения репортажа

На поле выходят давние соперники — ребята из соседних дворов. В воротах команды “Катрапс” — знаменитый в нашем районе голкипер Вася Кепкин. Фамилия у него другая, но все привыкли так называть его, потому что он никогда не расстается со своей любимой кепкой.

И вот, обойдя защитников, вперед вырывается нападающий команды “Димано” Кеша Быстриков. Он выходит один на один с вратарем, прицеливается и сильно ударяет по мячу. Вратарь бросается навстречу, вскидывает руки, кепка слетает с головы...

В руках у вратаря мяч. Он спасает ворота. Но нет! Это ошибка. Вратарь поймал вовсе не мяч, который благополучно закатился в ворота, а бутсу нападающего.

Вот это сила удара! Кеша так размахнулся для удара по мячу, что бутса слетела с ноги. Ее-то и поймал вратарь.

Да, нешуточные страсти разгораются на нашем матче!

Домашнее задание

1. Контрольные вопросы и задания по теме “Глагол” (с. 135).

2. Упр. 698.






Для любых предложений по сайту: [email protected]