Разделы науки о языке - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Разделы науки о языке - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Цели: систематизировать знания о разделах лингвистики; развивать навыки монологической речи; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять разделы лингвистики и предметы их изучения; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

Мы завершили изучение программы 5 класса. Впереди повторение и обобщение материала, итоговые контрольные работы. Большая часть работы на уроках повторения будет самостоятельной. Сегодня мы обобщим то, что касается разделов языкознания.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 705 — сверка выполнения с заполненной на доске таблицей.

2. Упр. 706 — сообщения и их обсуждение.

III. Работа по темам “Фонетика”, “Лексика”, “Словообразование”. Актуализация знаний

Примечание

Если есть возможность, надо распечатать сетки приведенных в учебнике таблиц, тогда их заполнение займет гораздо меньше времени и сможет послужить в качестве раздаточного материала при проверке знаний учеников.

1. Фонетика.

Упр. 707 — выполнение задания (устно).

2. Лексика.

Упр. 708 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.

3. Морфемика.

1) Упр. 709 — обсуждение вопросов, заполнение таблицы: по цепочке.

2) Упр. 710 — выразительное чтение, обсуждение вопросов, комментированное выполнение письменных заданий.

Комментарий

Примеры слов, в основу которых, кроме корня, входят: а) суффикс — сидел, рыбак, качались, тростник; б) приставка и суффикс (суффиксы) — срезал, проткнул, зажал, подул, оживленный, заговорил.

Примеры слов с беглыми гласными: перед (ним) — передо мной, (по) ветру — ветер, проткнул — протыкать, конец — конца.

IV. Работа по темам “Морфология”, “Синтаксис”

1. Морфология.

1) Упр. 711 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

2) Упр. 712 — реализация индивидуальных заданий: планы сообщений о частях речи.

2. Синтаксис.

1) Упр. 713 — комментированное письмо.

2) Упр. 714 — работа с текстом: выразительное чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное письменное выполнение.

Комментарий

Варианты заглавий: “Встреча со страшным зверем”, “Ласточка и белка”.

План

а) “Вот хороший дом”.

б) “Впустите переночевать!”

в) “С каких это пор птахи по ночам стучат?”

г) “Без оглядки — наутек”.

3) Индивидуальное задание (выполняется на доске): составить таблицу “Члены простого предложения” (по упр. 715).

4) Упр. 716 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение.

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Помогает ли вам знание разделов науки о языке правильно писать? Каким образом? Приведите примеры.

Домашнее задание

Упр. 717 — написать сочинение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]