Введение в курс 5 класса

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Введение в курс 5 класса

Цели: показать значение изучения русского языка; познакомить с новым учебником для 5 класса, его особенностями, структурой, условными обозначениями; учить использовать учебник для получения информации, новых знаний; формировать “стартовую” мотивацию к изучению предмета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Ход урока

I. Организационный момент

Поздравление с началом нового учебного года, знакомство.

II. Работа по теме урока

1. Беседа.

С 5 класса начинается новый, очень серьезный этап обучения, важнейшую роль в котором играет русский язык. На этот предмет отводится 6 ч в неделю. Хотя на самом деле русский язык вы будете изучать на всех уроках. Почему? Да потому, что на уроках истории, литературы, математики, биологии или географии мы говорим, читаем и пишем по-русски. Знание языка — основа успешного освоения всех наук.

В 9 и 11 классах вам предстоят экзамены по русскому языку, но подготовку к ним вы начнете сейчас, с 5 класса, потому что темы, изученные в этом учебном году, встретятся вам на выпускных экзаменах.

Но и с окончанием школы изучение русского языка не завершится. Его можно и нужно учить всю жизнь. Русский язык хранит много тайн, загадок, некоторые из которых мы попробуем разгадать вместе. Русский язык очень красив, мелодичен, выразителен, и мы постараемся научиться ценить его и наслаждаться им.

В наше время большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Но чтобы хорошо говорить и писать, к примеру, по-английски, необходимо правильно и грамотно это делать по-русски. Большую помощь в изучении любого языка, и русского в том числе, нам оказывают книги: учебники, словари, справочники, научно-популярные издания.

Наша задача — научиться использовать учебник для извлечения информации, для получения новых знаний.

— Кто авторы учебника (с. 2)?

— О чем еще мы узнаем на странице с выходными данными учебника (с. 2)?

Над учебником работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьезный научный труд.

Этот учебник и новый, и старый. Почему?

Старый — потому что создан на основе учебника, выдержавшего 38 изданий, учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый - потому что написан в соответствии с новыми государственными стандартами, правилами; выпущен в двух частях, чтобы вам не так тяжело было носить учебники; оформлен по-новому: в нем новые цветные иллюстрации, удобное расположение материала, новые интересные тексты.

Авторы перенесли в новый учебник все лучшее, что было в старом, и усовершенствовали его.

В создание учебника вложен труд художников, редакторов, корректоров, печатников. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд.

Необходимо бережно обращаться с любой книгой, в том числе с учебником. Может быть, этот учебник перейдет через год к другому ученику, будущему пятикласснику. Учебник расскажет, как с ним обращались, как работали. Кстати, в некоторых учебниках можно встретить “выполненные” задания к некоторым упражнениям: вставленные карандашом или даже ручкой буквы и знаки препинания. Не стоит доверять такой “работе”, очень часто она выполнена с ошибками и может оказать вам медвежью услугу. Вот, кстати, одна из загадок русского языка.

2. Работа с толковым словарем.

— Что значит выражение “медвежья услуга”? Как оно появилось в языке?

Разгадать загадку поможет толковый словарь. Найдем выражение в дополнениях к словарной статье “Медвежий”.

Медвежья услуга — неумелая услуг а, причиняющая только неприятность (выражение стало употребляться после выхода в свет басни И.А. Крылова “Пустынник и Медведь”).

Советую вам найти и прочитать эту басню (можно дать индивидуальное задание).

3. Знакомство с учебником.

Рассмотрим условные обозначения на с. 3, форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой.

По содержанию определим, какие темы мы будем изучать в 5 классе, какие из них пока совсем незнакомы, а с какими уже встречались в начальной школе.

Обратим внимание на то, что приложения в обеих частях учебника одинаковы и что только вторая часть учебника содержит алфавитный указатель, по которому легко находить нужные сведения.

Перелистаем страницы приложений, рассмотрим памятки, найдем несколько слов в кратких словарях: орфографическом, орфоэпическом, толковом. С помощью алфавитного указателя найдем примеры определений терминов, теоретические материалы.

Выборочно выполним задания § 3 (с. 7, упр. 9); устно ответим на вопросы и выполним задания (упр. 1).

4. Работа в тетрадях.

Задание. Вспомните и запишите пословицы о книгах, об учении, о языке.

Выполним задание сначала устно, затем письменно — на доске и в тетрадях, запишем три-четыре пословицы и объясним их значение.

• Корень учения горек, а плод сладок.

• Азбука — к мудрости ступенька.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• Повторенье — мать ученья.

III. Подведение итогов. Рефлексия

— Какое значение имеет изучение русского языка?

— Как и для чего можно использовать учебник?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. § 1, упр. 2 (устно), 3 (письменно).

2. Индивидуальное задание: двум ученикам подготовить выразительное чтение по ролям басни И.А. Крылова “Пустынник и Медведь” (автор и Медведь); объяснить значение выражения “медвежья услуга”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]