Имя прилагательное - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Имя прилагательное - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить знания об имени прилагательном как части речи; вспомнить морфологические признаки прилагательного; показать роль прилагательных в предложении, в тексте; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; развивать мотивацию к обучению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять имя прилагательное по его морфологическим признакам; узнают правило написания окончаний прилагательных; научатся объяснять языковые явления; понимать роль прилагательных в тексте.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения проверочной работы

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое имя прилагательное как часть речи?

— Каковы морфологические признаки прилагательных?

— С какой частью речи согласуются прилагательные?

— Какую роль играют прилагательные в предложении?

— Для чего нужны имена прилагательные?

2. Упр. 102 — обсуждение вопросов домашнего задания.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Для чего используются имена прилагательные в поэтической речи? Приведите примеры стихотворных строк с именами прилагательными. (Учитель может сам привести примеры, а ученики прокомментируют роль прилагательных.)

Запишем на доске и в тетрадях один из примеров, попробуем мысленно убрать из текста прилагательные и сравнить с оригиналом. Сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

Примеры

1) В лютый холод песня нас с тобой согреет,

В жаркий поддень будет как вода.

С. Г. Островой

2) Мелькнет в толпе знакомое лицо,

Веселые глаза, а в них бежит

Садовое кольцо, а в них блестит

Садовое кольцо и летняя гроза.

Г. Ф. Шпаликов

2. Работа по учебнику.

1) Упр. 107 — выразительное чтение четверостишия, устный разбор.

— Какова роль в предложении у однокоренных слов: прилагательного печальные и наречия печально? (Прилагательное - определение, наречие — обстоятельство.)

— Что общего между этими словами, кроме родственных отношений? (Оба слова — признаки: прилагательное — признак предмета, наречие — признак действия.)

2) Упр. 108 — выполнение задания по вариантам (на доске и в тетрадях).

3) Упр. 104 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).

4) Упр. 105 — самостоятельная работа, взаимопроверка, морфологический разбор — устно.

3. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) в собачь..и будк..;

2) с хорош..м товарищ..м;

3) на проезж..й част..;

4) о весенн..й капел...

V. Лингвистическая игра “Кто больше?”

Подберите прилагательные-определения, характеризующие героев басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” (вариант 1 — Ворона, вариант II — Лисица).

VI. Подведение итогов

— Что нового вы узнали о прилагательных?

— Какова роль имен прилагательных в тексте?

Домашнее задание

1. § 21.

2. Упр. 103.

3. Упр. 106.






Для любых предложений по сайту: [email protected]