Местоимение - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Местоимение - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить знания по темам “Имя существительное” и “Имя прилагательное”; актуализировать знания о местоимении как части речи; вспомнить морфологические признаки местоимения; развивать навыки самоконтроля, рефлексии; формировать познавательный интерес.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять личные местоимения, правильно употреблять их в речи; характеризовать морфологические признаки местоимения; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ сочинений по картине

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое местоимения?

— Чем они отличаются от имен существительных и прилагательных?

— Что общего у местоимений с этими частями речи?

— Как изменяются местоимения?

2. Упр. 110 — подготовленный диктант.

Грамматическое задание. Обозначьте падеж имен существительных; выполните морфемный (в брошюре) и морфологический (на соседнем) разбор.

IV. Работа по теме урока

1. Проведите самостоятельные наблюдения (с. 51).

2. Найдите известные вам местоимения в стихотворении Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их морфологические признаки.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, —

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

(Примерный ответ. У меня — начальная форма я, местоимение 1-го лица, в ед. ч., в Р. п.; я — в И. п.; от них — начальная форма они, местоимение 3-голица, во мн. ч., в Р. п.; они — местоимение 3-го лица, в ед. ч., в И. п.; их — местоимение 3-го лица, во мн. ч., в Р. п.)

3. Просклоняйте личные местоимения в единственном и множественном числе.

4. Объяснительный диктант.

Передо мной, из-за меня, к тебе, от них, в ней, над нами, у него, с тобой, ко мне, от нас.

Определите начальную форму и падеж местоимений.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 111 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 112 — комментированное письмо.

3. Упр. 113 — самостоятельная работа.

VI. Занимательная лингвистика

Вопросы-шутки.

— Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я.)

— Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (Вы, мы, ты.)

— Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы.)

VII. Подведение итогов. Рефлексия

— Какие части речи мы повторили? (Глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение.)

— Какое общее понятие объединяет эти части речи? Как их назвать одним словом? (Самостоятельные части речи.)

— Какие части речи, кроме самостоятельных, вы знаете? (Служебные: предлог, союз, частица.)

— Как отличить самостоятельную часть речи от служебной?

— Что нового вы узнали о частях речи?

— Как вы оцениваете свою работу на уроках?

— Интересно ли вам было на уроках? Что вам было интересно?

Домашнее задание

1. § 22.

2. Упр. 114.

3. Рабочая тетрадь: задание 25 (с. 14).






Для любых предложений по сайту: [email protected]