Стили речи - ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Стили речи - ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЕ

Цели: дать понятие о стилях речи — разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершенствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать стили речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 7 — выразительное чтение текста.

2. Упр. 12 — пересказ информационного сообщения.

3. Выступления представителей групп: чтение вариантов продолжения сказки.

4. Сообщение о Юлии Цезаре.

Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Был главой римского государства. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактически монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления. Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: золоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь была воздвигнута статуя с надписью “Полубогу”, дни его побед объявлялись общественными празднествами.

Имя Цезаря стало нарицательным, означало титул римских императоров; в русском языке это имя преобразовалось в слово “царь”.

Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые из них дошли до наших дней.

Цезарь — один из выдающихся полководцев. “Пришел, увидел, победил” (лат. “Veni, vidi, vici”) — слова Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком.

5. Проверка заданий из рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 7), разговор частей речи друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст сообщения о Юлии Цезаре.

— Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме темы, разумеется)? Почему они различаются?

Попробуем разобраться вместе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

Сравним два известных нам текста упр. 4 и 7.

— Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста — общение с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема второго — значение русского языка.)

— Что общего в темах этих текстов? (Оба текста — о языке.)

— Какова задача первого текста? (Сопоставить признаки устного и письменного общения и найти отличия.)

— Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому языку, призвать к его изучению.)

— Какие образные средства языка использованы во втором тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный, истинная.)

— Используются ли образные средства языка в первом тексте? (Нет.)

Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В соответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль языка, т. е. его разновидность.

В этих текстах представлены две разновидности, два стиля языка: художественный и научный.

— Как вы думаете, какой текст написан в художественном стиле, а какой — в научном? Почему? (Первый — в научном, второй — в художественном.)

— Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)

— Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся при разговоре друг с другом?

— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5, с. 10—11).

— В чем главное отличие разговорного языка от языка художественной и научной литературы? (Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.)

2. Задания по развитию речи.

1) Упр. 13 — определение стилей текстов.

2) Упр. 15 — чтение текста и обсуждение вопросов.

3) Упр. 16 — чтение текста и выполнение задания.

4) Упр. 18 — обсуждение вопросов. (В тексте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст можно так: “Речевой этикет” или “Вежливые слова”. Задача этого текста — показать значение соблюдения правил вежливого поведения в обществе. Стиль научный.)

5) Упр. 19 — обсуждение вопроса.

6) Упр. 14 — определение стилей разных текстов.

Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и прощания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, которые говорят, приветствуя и расставаясь (“Добрый день!”, “Добрый вечер!”, “До скорого!”, “До встречи!”, “Увидимся!” и т. д.); записать эти слова в тетрадь.

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Что такое стили языка? (Стили — разновидности языка, которые мы используем в зависимости от задачи высказывания.)

— О каких стилях языка вы сегодня узнали?

— Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?

— Что такое речевой этикет и зачем он нужен?

Домашнее задание

1. § 5, упр. 13, 17 — подготовить выразительное чтение текста.

2. Рабочая тетрадь: задание 3 (с. 4—5).






Для любых предложений по сайту: [email protected]