Орфограмма - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Орфограмма - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить понятия “орфограмма”, “морфема”; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 24 — обсуждение заданий.

(Ответ. Основная мысль текста заключена в словах: “Пластов понимал язык родной земли”. В конце 1-й части учебника помещена репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.)

— Как вы понимаете выражение “язык родной земли”?

— Что значит “понимать язык родной земли”?

— Каким орфографическим правилам подчиняются слова, в которых вы подчеркнули безударные гласные в корне?

2. Упр. 261 — краткий пересказ текста о детстве Аркадия Пластова.

III. Работа по теме урока

На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки и т. д.) и что многие слова пишутся не так, как произносятся.

Почему мы пишем в слове земля гласную е? в слове часы - гласную о? в слове живет — гласную и? Вслушаемся: в первых двух словах есть безударный гласный звук, близкий к [и], в третьем слове — [ы]. Запишем эти слова на доске и в тетрадях.

— Можно ли проверить эти гласные ударением?

Первые два слова можно проверить ударением: земли, час. Но слово живет нельзя проверить: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы]. В этом слове по традиции пишется гласная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки [ж’], [ш’]. Поэтому мы пишем лыжи, шипеть, мыши по традиции, хотя говорим [лыжы], [шып’эт’], [мышы].

— Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение.

Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение слова орфограмма (§ 7, с. 16).

Запишем в тетрадь-словарик орфограмму: орфограмма.

— Как вы понимаете выражение: “Орфограммы являются “точками” применения правил”? Найдите такие “точки” в словах земля, часы, живет, лыжи, шипеть, мыши.

— В каких частях слова вы обнаружили “точки” применения правил? (В словах “лыжи”, “мыши” — в окончаниях, в остальных словах — в корнях.)

— Найдите общее слово для значимых частей, из которых состоят слова. (Морфемы.)

— Как обнаруживать орфограммы в словах?

(Запись на доске и в тетрадях.)

Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв:

• безударные гласные: осень, зима, снегирь;

• шипящие и ц: щука, челка, панцирь;

для орфограмм — согласных букв:

• стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный;

• конец слова: лев, приз, род и т. д.

Задание. Добавьте по одному примеру на каждый признак.

На уроках математики вы постоянно пользуетесь специальными условными знаками, например: 5 х 7 = 35. А можно то же самое записать словами: пять умножить на семь равняется тридцати пяти.

— Почему мы не записываем математические примеры словами? (Записи с помощью математических знаков экономят время, математическая запись удобнее и нагляднее.)

— Применяем ли мы условные знаки на уроках русского языка? (Примерный ответ. Да, применяем. Например, обозначаем части слов: приставку, корень, суффикс, окончание; особенности звуков в транскрипции: мягкость, ударение. Знаками препинания мы указываем на логические отношения между частями высказывания, обозначаем смысловые отрезки речи, паузы, особенности интонации, цели высказывания. Да и буквы — это ведь тоже условные знаки, которыми мы обозначаем звуки.)

Для объяснения орфограмм мы тоже будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать часть речи, выделять часть слова с орфограммой — букву, которую надо проверить, подчеркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами.

Задание. Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова.

Стена, нож, полет, ключик, (на) площади.

Упр. 25 — комментированное письмо.

— Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)

Рассмотрим два предложения.

• Не плачь, улыбнись!

• Послышался не плач, а смех.

Вы заметили, что в предложениях есть одинаково звучащие слова: плачь и плач.

— К какой части речи относится каждое из этих слов? Как это влияет на правописание?

В первом предложении — глагол, он пишется с ь: не плачь (это форма повелительного наклонения), а во втором предложении плач — без ь, так как это существительное 2-го склонения.

Отметим: так как слова плачь и плач слышатся одинаково, судить об их правописании (и о принадлежности к определенной части речи) вне контекста нельзя.

— Как называются части слова?

— Какое общее название имеют части слова?

— В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

— Прочитайте теоретические сведения на с. 17, подберите свои примеры на каждый случай и запишите их на доске и в тетрадях.

IV. Закрепление изученного материала

1. Вопросы и задания.

— Что называется орфограммами?

— Что значит “написания в словах по традиции”?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Приведите примеры орфограмм в каждой из морфем.

2. Упр. 26 (ученики читают задание и текст упражнения, затем закрывают учебники, учитель диктует слова, которые ученики должны распределить по опознавательным признакам на два столбика, подчеркнув орфограммы):

1) гласные без ударения: роса, весна, часы, ледовый, катить, листок;

2) гласные после шипящих и ц: чулок, цирк, часы, щука, циркуль.

— Проверяем написанное. Слово часы попало в оба столбика, так как имеет гласную а после шипящей без ударения.

3. Упр. 27 (выполняется аналогично упр. 25):

1) стечение согласных: солнце, катушка, сережка, вкусный, лестница, опасный, пробка, молотьба;

2) конец слова: дуб, морковь, плуг, огород, стриж, мороз, потоп, топот.

V. Подведение итогов

— Что мы вспомнили на уроке об орфограммах?

— Что нового вы узнали об орфограммах?

Домашнее задание

1. § 7 (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в морфемах и обозначать их).

2. Упр. 28; уточнить по словарю значение слова капот.






Для любых предложений по сайту: [email protected]