Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Орфограмма - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить понятия “орфограмма”, “морфема”; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 24 — обсуждение заданий.
(Ответ. Основная мысль текста заключена в словах: “Пластов понимал язык родной земли”. В конце 1-й части учебника помещена репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.)
— Как вы понимаете выражение “язык родной земли”?
— Что значит “понимать язык родной земли”?
— Каким орфографическим правилам подчиняются слова, в которых вы подчеркнули безударные гласные в корне?
2. Упр. 261 — краткий пересказ текста о детстве Аркадия Пластова.
III. Работа по теме урока
На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки и т. д.) и что многие слова пишутся не так, как произносятся.
Почему мы пишем в слове земля гласную е? в слове часы - гласную о? в слове живет — гласную и? Вслушаемся: в первых двух словах есть безударный гласный звук, близкий к [и], в третьем слове — [ы]. Запишем эти слова на доске и в тетрадях.
— Можно ли проверить эти гласные ударением?
Первые два слова можно проверить ударением: земли, час. Но слово живет нельзя проверить: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы]. В этом слове по традиции пишется гласная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки [ж’], [ш’]. Поэтому мы пишем лыжи, шипеть, мыши по традиции, хотя говорим [лыжы], [шып’эт’], [мышы].
— Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение.
Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение слова орфограмма (§ 7, с. 16).
Запишем в тетрадь-словарик орфограмму: орфограмма.
— Как вы понимаете выражение: “Орфограммы являются “точками” применения правил”? Найдите такие “точки” в словах земля, часы, живет, лыжи, шипеть, мыши.
— В каких частях слова вы обнаружили “точки” применения правил? (В словах “лыжи”, “мыши” — в окончаниях, в остальных словах — в корнях.)
— Найдите общее слово для значимых частей, из которых состоят слова. (Морфемы.)
— Как обнаруживать орфограммы в словах?
(Запись на доске и в тетрадях.)
Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв:
• безударные гласные: осень, зима, снегирь;
• шипящие и ц: щука, челка, панцирь;
для орфограмм — согласных букв:
• стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный;
• конец слова: лев, приз, род и т. д.
Задание. Добавьте по одному примеру на каждый признак.
На уроках математики вы постоянно пользуетесь специальными условными знаками, например: 5 х 7 = 35. А можно то же самое записать словами: пять умножить на семь равняется тридцати пяти.
— Почему мы не записываем математические примеры словами? (Записи с помощью математических знаков экономят время, математическая запись удобнее и нагляднее.)
— Применяем ли мы условные знаки на уроках русского языка? (Примерный ответ. Да, применяем. Например, обозначаем части слов: приставку, корень, суффикс, окончание; особенности звуков в транскрипции: мягкость, ударение. Знаками препинания мы указываем на логические отношения между частями высказывания, обозначаем смысловые отрезки речи, паузы, особенности интонации, цели высказывания. Да и буквы — это ведь тоже условные знаки, которыми мы обозначаем звуки.)
Для объяснения орфограмм мы тоже будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать часть речи, выделять часть слова с орфограммой — букву, которую надо проверить, подчеркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами.
Задание. Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова.
Стена, нож, полет, ключик, (на) площади.
Упр. 25 — комментированное письмо.
— Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)
Рассмотрим два предложения.
• Не плачь, улыбнись!
• Послышался не плач, а смех.
Вы заметили, что в предложениях есть одинаково звучащие слова: плачь и плач.
— К какой части речи относится каждое из этих слов? Как это влияет на правописание?
В первом предложении — глагол, он пишется с ь: не плачь (это форма повелительного наклонения), а во втором предложении плач — без ь, так как это существительное 2-го склонения.
Отметим: так как слова плачь и плач слышатся одинаково, судить об их правописании (и о принадлежности к определенной части речи) вне контекста нельзя.
— Как называются части слова?
— Какое общее название имеют части слова?
— В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
— Прочитайте теоретические сведения на с. 17, подберите свои примеры на каждый случай и запишите их на доске и в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала
1. Вопросы и задания.
— Что называется орфограммами?
— Что значит “написания в словах по традиции”?
— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
— Приведите примеры орфограмм в каждой из морфем.
2. Упр. 26 (ученики читают задание и текст упражнения, затем закрывают учебники, учитель диктует слова, которые ученики должны распределить по опознавательным признакам на два столбика, подчеркнув орфограммы):
1) гласные без ударения: роса, весна, часы, ледовый, катить, листок;
2) гласные после шипящих и ц: чулок, цирк, часы, щука, циркуль.
— Проверяем написанное. Слово часы попало в оба столбика, так как имеет гласную а после шипящей без ударения.
3. Упр. 27 (выполняется аналогично упр. 25):
1) стечение согласных: солнце, катушка, сережка, вкусный, лестница, опасный, пробка, молотьба;
2) конец слова: дуб, морковь, плуг, огород, стриж, мороз, потоп, топот.
V. Подведение итогов
— Что мы вспомнили на уроке об орфограммах?
— Что нового вы узнали об орфограммах?
Домашнее задание
1. § 7 (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в морфемах и обозначать их).
2. Упр. 28; уточнить по словарю значение слова капот.