Согласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Согласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок, звукописи в художественных текстах; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать, как образуются согласные звуки; различать согласные по твердости/ мягкости, глухости/звонкости; понимать роль звукописи в художественных текстах; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Упр. 266, 267 - выполнение заданий (устно, по цепочке).

III. Самоопределение к деятельности

— Что вы знаете о согласных звуках?

— Как вы думаете, какие звуки - гласные или согласные — преобладают в русском языке?

IV. Работа по теме урока

1. Чтение теоретических сведений (§ 52, с. 124, 125) и обсуждение вопросов и заданий упр. 268.

2. Упр. 269 — беседа по вопросам, фонетический разбор выделенных слов.

Комментарий

Напомним о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим.

Приведем пример фонетического разбора одного из слов упр. 269.

Зву́ков — 2 слога.

з — [з] — согласн., зв., тв.

в — [в] — согласн., зв., тв.

у — [у́] — гласн., ударн.

к — [к] — согласн., глух., тв.

о — [а] — гласи., безударн.

в — [ф] — согласн., глух., тв.

6 букв, 6 звуков.

3. Работа над правильным произношением.

1) Упр. 270 — чтение скороговорок.

2) Упр. 271 — выполнение задания (примеры скороговорок; можно провести конкурс).

Примеры скороговорок

• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

• Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

• На дворе трава, на траве дрова.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Бык тупогуб, у быка губа тупа.

• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3) Упр. 272 — выразительное чтение, беседа по вопросам.

4) Упр. 273 - самостоятельная работа, обсуждение.

V. Роль звукописи в художественных текстах

И гласные, и особенно согласные звуки могут играть важную роль в художественных текстах, как прозаических, так и стихотворных. С их помощью авторы создают “звучащие” образы, читатель словно слышит, как плавно и легко шумит волна, как с шелестом вползает она на прибрежный песок, как грохочет грозный гром, как цокают копыта коней по мостовой...

Гласные тоже могут создавать образы, например, с помощью прозрачных, воздушных [а] (Махали акации лапами) или протяжных, тягучих [у] (Дует ветер — будет буря).

— Какие образы вы “видите” в этих стихах? Как создаются эти образы?

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь...

А. С. Пушкин

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

И. И. Козлов

Шелковый тревожный шорох

В пурпурных портьерах, шторах.

Э. По

— Попробуйте самостоятельно составить предложения с использованием звукописи.

VI. Занимательная лингвистика

1. Отгадайте слово по гласным звукам [а], [у]. Сколько слов у вас получится? (Парус, пандус, бамбук, батут, корунд, могуч (первый гласный в двух последних словах — [а]), рагу, салют и т. д.)

2. Попробуйте отгадать слово по согласным звукам [з], [д], [р], [с], [т], [в], [й]. (Это слово “здравствуй”. Непроизносимая согласная “в” не учитывается.)

Вывод. Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки.

VII. Подведение итогов

— Как получаются согласные звуки?

— Чем интересны скороговорки?

— Какова роль звукописи в художественных текстах?

Домашнее задание

1. § 52.

2. Упр. 274.

3. Рабочая тетрадь: задание 64 (с. 37—38).






Для любых предложений по сайту: [email protected]