Согласные звонкие и глухие - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Согласные звонкие и глухие - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: углубить знания о звонких и глухих согласных; дать понятие о сонорных согласных; показать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных, их роль как средства выразительности; развивать навыки фонетического разбора, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных; применять правило написания этих согласных в словах; понимать роль глухих и звонких согласных как средства выразительности; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ изложений

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Какие согласные называются глухими?

— Какие согласные называются звонкими?

— Назовите пары согласных по звонкости/глухости.

— Какие глухие согласные не имеют пары?

2) Задание из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

1) Проведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

В лесу еще лежит снег, и деревья стоят в белом нарядном уборе.

2) Вариант I — отметить гласные в слабой позиции; вариант II — отметить согласные в сильной позиции.

3) Проведите фонетический разбор слов: вариант I — деревья, вариант II — стоят.

IV. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 56, с. 130).

В слове роза все согласные звонкие, в слове шкаф все согласные глухие, в слове - компьютер [к], [п’] и [т] — глухие согласные, [м], [й] и [р] — звонкие.

2. Беседа.

В отличие от гласных, в образовании которых участвует только голос, согласные образуются с помощью шума. В зависимости оттого, участвует ли при этом голос и как он участвует, согласные делятся на глухие, звонкие и сонорные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].

Примечание

В учебнике М.М. Разумовской последний звук записывается так: [j].

Термин сонорный произошел от латинского слова sonorus, что значит “звучный”.

В сонорных согласных голос преобладает над шумом. При фонетическом разборе мы характеризуем сонорные согласные как звонкие.

Качество согласных, предшествующих сонорным, не изменяется: после, возле, восьми, возьми, отметь, подмети, овны, дафния, обратно, апрель, объём, пью.

В словах объём, пью и других подобных (с разделительным ь или ъ) буквы ё и ю обозначают по два звука: [й’о] и [й’у]- На письме подобные сочетания звуков передаются с помощью разделительных ъ и ь.

3. Чтение теоретических сведений на с. 130.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 284 — доказательство смыслоразличительной роли звонких и глухих согласных.

2. Упр. 285 — характеристика согласных звуков (устно).

3. Работа с таблицей (на доске и в тетрадях).

Заполните таблицу: приведите примеры слов, в которых были бы только твердые, мягкие, глухие или звонкие согласные.

Твердые

Мягкие

Звонкие

Глухие

Брат

Лилия

Грамм

Кошка

Топор

Лебедь

Мимоза

Шоссе

Упаковка

Любить

Сделай

Чистота

Комментарий

В слове сделай первый звук озвончается под влиянием следующего звонкого [д], буква с обозначает звук [з].

VI. Занимательная лингвистика

Найдите в каждом ряду лишнее слово:

1) лестница, вестник, чудесный, постный;

2) партер, свитер, компьютер, мастер;

3) конечно, срочный, яичница, скучно.

(Ответ. 1 — чудесный (нет непроизносимого согласного); 2 — мастер (произносится [т’], а в остальных словах — [т]); 3 — срочный (произносится [чн], а в остальных словах — [шн]).)

VII. Подведение итогов

— Всегда ли звонкие и глухие согласные обозначаются соответствующими буквами?

— Какие согласные не образуют пары по звонкости/глухости и почему?

Домашнее задание

1. § 56.

2. Упр. 286 — подготовить выразительное чтение стихотворения, выяснить роль художественных средств.

3. Рабочая тетрадь: задание 64 (с. 37—38).






Для любых предложений по сайту: [email protected]