Повторение темы Фонетика - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Повторение темы Фонетика - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить знания по фонетике, орфографические и синтаксические навыки; подготовиться к контрольной работе; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Задания из рабочей тетради.

2) Беседа по вопросам упр. 321.

Комментарий

Варианты заголовка: “Чужими руками”, “Умная ручка”.

В слове “отдает” буква т обозначает звук [д], который уподобляется следующему звонкому звуку. В слове “Петров” гласная буква е обозначает звук [и], так как стоит в слабой (безударной) позиции. В слове “что” буква ч обозначает звук [ш].

Буква т может обозначать звуки [т]: туман, [т’]: квартира, [д’]: отделение. Буква е может обозначать звуки [э]: метр, [йэ]: подъезд. Буква ч может обозначать звуки [ч’]: луч, [т]: лучше.

Вообще, гласные буквы, как и согласные, могут обозначать разные звуки. Гласная буква и обозначенный ею звук полностью совпадают только в сильной позиции - под ударением (мост [мост]), и то не всегда (жизнь [жызн’]).

Буква а может обозначать звук [и] (часы), буква о - звук, близкий к [а] (собака), и звук, близкий к [ы] с призвуком [э] (шоколад). Буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк), буква е — звук [и] (медаль) и звук, близкий к [ы] (жевать).

В свою очередь, звуки могут обозначаться разными буквами. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (сила), е (перо), а (частота), я (лягушка). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции — под ударением.

2. Лингвистическая разминка.

Проведите фонетический разбор слов овсянка, каяться (по вариантам, на доске и в тетрадях).

Овся́нка — 3 слога.

о — [а] — гласн., безударн.

в — [ф] — согласн., глух., тв.

с — [с’] — согласн., глух., мягк.

я — [й] — гласн., ударн.

и — [и] — согласн., зв.

к — [к] — согласн., глух., тв.

а — [а] — гласн., безударн.

7 букв, 5 звуков.

Ка́яться — 3 слога.

к — [к] — согласн., глух., тв.

а — [а́] — гласн., ударн.

я — [й] — согласн., зв., мягк.; [а] — гласн., безударн.

т — [ц] — согласн., тв., глух.

ь — [—]

с — [ц] — согласн., тв., глух.

я — [а] — гласн., безударн.

7 букв, 6 звуков.

Группа букв ться произносится как [ца].

III. Работа по теме урока

1. Контрольные вопросы и задания (с. 147).

2. Упр. 322 — подготовленный диктант.

3. Словарная работа.

1) Запишите слова, помещенные в рамки на с. 147, в тетрадь-словарик. Составьте восклицательные предложения: вариант I — со словами почерк, душистый; вариант II — со словами подчеркнуть, ароматный.

2) Запишите слова, помещенные в рамки на с. 148 (буду побеждать, одержу победу), в тетрадь-словарик.

IV. Задание по культуре речи

Упр. 324 — выразительное чтение и обсуждение вопросов.

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Что нового вы узнали, изучая тему “Фонетика”?

— Что изучает орфоэпия?

— Что вы знаете о создании русского алфавита?

— Что вам показалось интересным на уроках, а что — скучным?

Домашнее задание

1. § 50—63 (подготовиться к контрольной работе).

2. Рабочая тетрадь: задания 78—81 (с. 44—45).






Для любых предложений по сайту: [email protected]