Омонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Омонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об омонимах; учить различать многозначные слова и омонимы; показать употребление омонимов в речи; дать понятие об омоформах и омофонах; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать многозначные слова и омонимы; понимать роль омонимов в речи; иметь представление об омоформах и омофонах; пользоваться толковым словарем; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Расскажите о прямом и переносном значении слов. Приведите примеры.

— В каких случаях происходит перенос значений предметов, действий, признаков? {Перенос происходит, если у предметов, действий, признаков есть какое-либо сходство, общее значение.)

2. Упр. 352 - чтение и обсуждение предложений.

3. Задания из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Прочитайте стихотворение А.Л. Барто и ответьте на вопросы (§ 67, с. 159—160); сопоставьте омонимы ключ и ключ.

— Не являются ли слова ключ и ключ многозначными?

— Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Комментарий

Чтобы ответить на этот вопрос, надо постараться найти сходство между предметами, найти общее значение. Можно, конечно, пофантазировать и решить, что ключ в значении родник открывает воду, дает ей выход из земли. Такое значение слова ключ (родник) представляется несколько надуманным. Если и были общие значения у этих слов, то они слишком далеко разошлись. В современном понимании это омонимы, т. е. слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Слово омоним произошло от греческих слов омос — “одинаковый” и онима — “имя” (одинаковое имя). Чтобы точно установить, являются слова многозначными или омонимами, надо обращаться к этимологическим словарям, словарям омонимов.

2. Чтение теоретического материала учебника (§ 67, с. 160).

Важно отметить, что в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях — ведь это разные слова, их сходство случайно.

— Как вы думаете, в какой части речи больше всего омонимов? (Больше всего омонимов среди существительных.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 353 - работа с толковым словарем учебника, составление предложений.

Примечание

В толковом словаре учебника встречаются такие омонимы: вал (три слова), рубка (два слова), рысь (два слова), тушить (два слова), фунт (два слова).

2. Упр. 354, 356 — выполнение заданий (устно).

3. Упр. 355 — комментированное письмо.

4. Упр. 357 — обсуждение (письменно).

Комментарий

Данные слова (упр. 357) не являются омонимами, так как принадлежат к разным частям речи. Совпадают по звучанию и написанию некоторые их формы. Такие слова называются омоформами.

Одинаковые слова в словосочетаниях теплую печь и печь пироги не омонимы, а омоформы: в первом случае это существительное в В. п., во втором — глагол в начальной форме. Совпадают и начальные формы этих слов. Несомненно их родство, внутреннее сходство значений. Но так как слова относятся к разным частям речи, они считаются омоформами.

Примечание

В учебнике М.М. Разумовской к омонимам отнесены слова, которые различаются не только значением, но и произношением: много бе́лок — яичный бело́к (омографы), написанием: в деревне рос — букет роз (омофоны).

V. Занимательная лингвистика

1. Упр. 348 - выполнение задания (устно).

2. Какие слова называются омофонами?

Подсказка: перевод первой части слова вам уже известен (омос — одинаковый), значение второй части легко можно определить, сопоставив со словами телефон, магнитофон, фонетика.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению.

На доске делаем запись: кот — код, поласкать — полоскать, изморозь — изморось.

Задание. Придумайте предложения, в которых прояснялось бы значение этих омофонов.

VI. Подведение итогов

— Какие слова называют омонимами?

— Почему лексическое значение омонимов разъясняется в словарях в разных статьях?

Домашнее задание

1. § 67.

2. Найти в толковом словаре омонимы (2—3), составить с ними предложения, чтобы было ясно их значение.

3. Придумать слова-омоформы и слова-омофоны.

4. Рабочая тетрадь: задание 86 (с. 47).






Для любых предложений по сайту: [email protected]