Правописание проверяемых согласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание проверяемых согласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить умения сопоставлять фонетический облик слова с его написанием, обнаруживать орфограммы - согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим и толковым словарями, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; узнают алгоритм проверки; научатся применять правила; пользоваться орфографическим словарем; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам, подготовленным дома.

(Ученики обмениваются карточками, вставляют пропущенные гласные; далее - взаимопроверка.)

2. Чтение предложений со словами на непроверяемые гласные в корне, запись лучших предложений на доске и в тетрадях.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Мы повторили правописание проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слова. Сегодня поговорим о согласных, вспомним “точки” применения орфографических правил.

— Можно ли проверить согласные в корнях слов и, если можно, как это сделать?

— Какие звуки и буквы называются согласными?

— По каким признакам делятся согласные на группы?

— Назовите парные согласные по глухости/звонкости.

— Какие согласные всегда глухие?

Комментарий

Напомним, что все глухие согласные заключены в коротком шуточном диалоге:

— Степка, хочешь щец?

— Фу!

— Какие согласные всегда звонкие? (Й, л, м, н, р.)

— Какие согласные всегда твердые? (Ж, ц, ш.)

— Какие согласные всегда мягкие? (Й, ч, щ.)

2. Фонетический разбор.

Про́сьба — 1 слога.

п — [п] — согласн., глух., тв.

р [р] — согласн., зв., тв.

о — [о́] — гласн., ударн,

с — [з’] — согласн., зв., мягк.

ь — [—]

б — [б] — согласн., зв., тв.

а — [а] — гласн., безударн.

7 букв, 6 звуков.

— Почему на месте буквы “с” слышится звук [з’]? (Звук приобретает звонкость благодаря следующему за ним звонкому звуку [б].)

— Назовите “точку” применения орфографического правила в слове просьба. (Это буква “с”. Проверяем: просить, проситель.)

— Какой способ проверки мы применили? (Подбор однокоренных слов.)

— Какой еще способ проверки вы знаете? Подходит ли он для данного слова? (Примерный ответ. Изменение слова. Этот способ не подходит в нашем случае, так как во всех формах слова просьба сохраняется соседство букв “с” и “б”.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Прочитайте теоретические сведения, проведите самостоятельные наблюдения (с. 22—23) и сделайте вывод.

Вывод. Непарные согласные л, м, н, р, хотя и являются звонкими, не влияют на качество предыдущего согласного звука, поэтому подходят для проверки. Сравним: возьми и восьми. И звонкий [з], и глухой [с] сохраняют свое качество перед [м].

2. Упр. 40 — комментированное письмо.

3. Упр. 43 (устно 2—3 слова, далее ученики работают самостоятельно).

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 23, в тетрадь-словарик; придумайте словосочетания с этими словами; проясните с помощью толкового словаря значение слов косьба, молотьба (большинство детей вряд ли знакомы с ними).

V. Подведение итогов

Ответим на вопрос, заданный в начале урока: “Можно ли проверить согласные в корнях слов и, если можно, как это сделать?”

Домашнее задание

1. § 9.

2. Упр. 41,42.

3. Рабочая тетрадь: задания 7 (с. 6), 10-12 (с. 8-9).






Для любых предложений по сайту: [email protected]