Приставка - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Приставка - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: уточнить понятие о приставке как значимой части слова; показать роль приставок в образовании слов; учить выделять приставки, определять их значения; развивать мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять приставки в словах; образовывать слова с помощью приставок; определять значения приставок; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 413 — обсуждение заглавий, ответы на вопросы (в это время ученик на доске выполняет синтаксический разбор).

Варианты заглавий: “Незнакомая комната”, “Комната малышки”. (Ответ. Пятое предложение связывает с четвертым местоимение (столик — на нем).)

2. Задание из рабочей тетради.

3. Обсуждение рисунков учеников.

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 77, с. 20-21).

Дополнительный вопрос

— С помощью каких еще приставок можно образовать слова от данных глаголов?

(Пере-, в- (вы-), за-, о- (об-), на-, по-, под-, от-.)

Вывод. Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

2. Работа по учебнику.

1) Упр. 415 — комментированное письмо.

2) Упр. 416 — самостоятельная работа, обсуждение вопросов (синтаксический и морфологический разбор - у доски три человека).

3) Упр. 417 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

IV. Закрепление изученного материала

1. Объяснительный диктант.

Запишите под диктовку пословицы, отметьте приставки. Подчеркните антонимы.

• Обожжешься на молоке — дуешь на воду.

• К собаке сзади подходи, к лошади — спереди.

• За чем пойдешь, то и найдешь.

• Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.

2. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамках на с. 21, 22, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго — с суффиксом: грамотный, паркет.

(Безграмотный, неграмотный, полуграмотный, паркетный.)

3. Тестовое задание.

В каком слове нет приставки под-?

1) подвиг;

2) подпол;

3) подъезд;

4) подлунный.

V. Занимательная лингвистика

Распределите слова на 4 группы:

а) с приставкой подо-;

б) с приставкой под-;

в) с приставкой по-;

г) без приставки.

Подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

(Ответ, а) Подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б) подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый.)

VI. Подведение итогов

— Какие значения придают приставки словам?

Домашнее задание

1. § 77.

2. Упр. 419.

3. Рабочая тетрадь: прочитать об исключении как способе сокращения текста (с. 32), задание 57 (с. 33).






Для любых предложений по сайту: [email protected]