Одиночное деепричастие и деепричастный оборот - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ДИКТАНТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

Одиночное деепричастие и деепричастный оборот - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ДИКТАНТЫ

Ледоход

Все ребятишки высыпали на реку. Маленькие стояли на горе, пригретой солнышком, а ребятишки постарше и посмелее подошли к воде. Вода бурлила и крутилась воронками! Льдины2 плыли по реке, сталкиваясь, натыкались на берега и снова мчались. Река прибывала, вздувалась3, начинала выступать из берегов. Она казалась Валентинке огромной, сильной и опасной.

Вдруг мальчишки2 закричали. Край берега, на котором они стояли, отделился и медленно поплыл... Это был кусок льда, прибитый к земле. Ребята один за другим прыгали3 на берег. Только Романок, растерявшись, стоял и не знал, что ему делать. А полоска воды между ним и берегом потихоньку увеличивалась и увеличивалась.

(97 слов) (По Л. Воронковой)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастия. Надпишите над ними вид. Выделите суффиксы деепричастий.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор слов.

5. Письменно объясните, для чего использован лексический повтор глагола увеличивалась в последнем предложении.

Случай в тайге

Василий Мохов работал в геологической экспедиции. Однажды начальник отправил его с поручением2 в районный центр.

По дороге перед Василием возникло неожиданное препятствие.4 Он вышел к огромной лесной гари. Всюду впереди наваленный друг на друга полуобгоревший лес. Залезешь — не выберешься. Но делать нечего. Нужно до темноты2 пройти страшное место. И Василий двинулся в опасный путь. Он взбирался на стволы поваленных деревьев.4 Белая ледяная пена инея обдавала ему руки. Он прислонился спиной к дереву и закрыл глаза.

Скоро гарь кончилась, и это придало Василию новый приток сил. Но вот новая беда. Подвернулась нога. Превозмогая боль, геолог двинулся дальше.

Отважный и смелый человек сумел выполнить поручение.

(103 слова) (По Г. Скребицкому)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Письменно определите тему текста и основную мысль текста.

3. Найдите деепричастный оборот и графически обозначьте его. Надпишите над деепричастием вид. Определите, от какой основы и с помощью какого суффикса оно образовано.

4. Выполните по вариантам морфемный разбор слова и синтаксический разбор предложения.

5. Найдите и выпишите из текста синонимы.

6. Найдите и выпишите из текста примеры однокоренных слов.

Рождество

Осторожно открывая2 тяжёлые скрипучие двери, Павлик отправился в гостиную. Это было большое путешествие маленького мальчика по пустынной квартире. Там впотьмах, наполняя3 всю комнату сильным запахом хвои, стояло посредине нечто громадное, смутное, до самого паркета опустившее3 тёмные лапы в провисших бумажных цепях. Павлик уже знал, что это ёлка. Пока его глаза привыкали к сумраку, он осторожно обошёл густое, бархатное дерево, еле-еле мерцающее3 серебряными нитями. Каждый шажок мальчика чутко отдавался звоном стеклянных шаров.

Привыкнув2 к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками и тотчас бросился к нему, забыв3 на минуту о ёлке. Павлик никак не ожидал такого богатства. Полон стол игрушек и сластей, и всё это принадлежит только ему.

(108 слов) (По В. Катаеву)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастия. Надпишите над ними вид. Выделите суффиксы деепричастий.

4. Выполните по вариантам морфемный разбор деепричастия и морфологический разбор причастия и деепричастия.

5. Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца.

Блюститель порядка

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую3 кашу. Наш кот — блюститель2 порядка. Он, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем, перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух, прозванный Горлачом. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной3 водой, и он отошёл. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй2 прятались под домом.

(95 слов) (По К. Паустовскому)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Найдите деепричастные обороты и графически обозначьте их. Надпишите над деепричастиями вид. Выпишите деепричастия, рядом запишите, от какой основы и с помощью каких суффиксов они образованы.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор слов.

5. Графически объясните постановку тире в одном из предложений текста.

6. Найдите сложное предложение. Подчеркните в нём грамматические основы. Начертите схему.

В океане

Особенно хорош восход солнца над океаном.4 Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет. То раздувается оно пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки.4 Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

(95 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Графически выделите обособленный причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

3. Выделите суффиксы в причастиях. Что общего во всех причастиях, употреблённых в тексте?

4. Найдите деепричастные обороты и графически обозначьте их. Надпишите над деепричастиями вид. Выпишите деепричастия, рядом запишите, от какой основы и с помощью каких суффиксов они образованы.

5. Выполните по вариантам синтаксический разбор предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]