Имя числительное - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

Имя числительное - МОРФОЛОГИЯ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

№ 45. Тема: Что обозначает имя числительное

Задание 1. Среди слов со значением количества найдите числительные. Подчеркните их.

Один, однажды, единица, одинарный, первый, двушка, двойной, двойственный, удвоенный, тройка, три, трёхсложный, третий, тройной, четверть, четвертушка, четвёрка, четыре, сорок четыре, четвёртый, четвертак, пять, пятак, пятёрка, пятый, двадцать пятый.

Задание 2. Распределите числительные по группам: 1) количественные; 2) порядковые.

В сороковом году, на пятнадцатом ряду, двенадцать стульев, из семидесяти книг, на тридцать четвёртом автобусе, двадцать восемь пассажиров, за десять минут, на десятой минуте.

Задание 3. В тексте подчеркните числительные. Надпишите над каждым, количественное оно или порядковое. Подчеркните деепричастный и причастный обороты как члены предложения.

В среду, уже с четырёх часов, станция была битком набита участниками пикника. До Бешеной балки, куда условились отправиться, считалось, если ехать на лошадях, не более десяти вёрст очень красивой дороги...

Приглашённых было до девяноста человек. Русская речь перемешивалась с французскими, немецкими и польскими фразами. Трое бельгийцев захватили с собой фотографические аппараты, рассчитывая делать при свете магния моментальные снимки...

Первым сюрпризом оказался экстренный поезд. Ровно в пять часов из паровозного депо вышел новый американский десятиколёсный паровоз. Шесть вагонов первого класса, вытянувшиеся вдоль платформы, должны были отвезти участников пикника на триста третью версту, откуда до Бешеной балки оставалось пройти не более пятисот шагов.

(По А. Куприну)

№ 46. Тема: Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

Задание 1. Определите структурный тип числительных (простое, сложное или составное).

Двенадцать — __________________; двести — __________________; двадцать три — __________________; четыре — __________________; сорок один — __________________; пятый — __________________; тридцать четвёртый — __________________; шестьсот — __________________; восемьдесят — __________________; стотысячный — __________________.

Задание 2. Спишите, записывая числа словами, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

11 с..нт..метров, 479 метров, 300 то(н, нн), 90 к..л..гра(м, мм)ов, 86 м..(л, лл)..метров, 25 процентов, 538 д..ц..метров, (пятитысячный экземпляр, (шести)десятый к..л..метр.

№ 47. Тема: Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

Задание 1. Спишите количественные числительные, распределяя их по трём группам: 1) числительные, обозначающие целые числа; 2) числительные, обозначающие дробные числа; 3) собирательные числительные.

Две целых пять десятых, двадцать три, двое, одна вторая, две четвёртых, сто три, четверо, семеро, сорок.




Задание 2. Запишите словосочетания словами.

Без 23 минут, около 450 страниц, в 237 школах, не более 47 учеников, свыше 500 рублей, от 90 до 100 килограммов, с 368 книгами, от 3,04 до 7,6 процента.








Задание 3. Запишите словосочетания, используя слова полтора и полтораста в нужной форме.

Детям от 1,5 лет; перерыв около 1,5 часов; свыше 150 рублей; до 150 килограммов.





Задание 4. Выберите существительные, с которыми могут употребляться собирательные числительные, и запишите словосочетания с числительным двое.

Ребята, девочка, друг, сестра, зайчата, сутки, малыш, брюки, ученик, продавщица, пассажир, стюардесса.







№ 48. Тема: Изменение порядковых числительных

Задание 1. Просклоняйте составное порядковое числительное.

И. двести тридцать четвёртый

Р. ________________­____________________

д. ________________­____________________

В. ________________­____________________

Т. ________________­____________________

П.________________­_____________________

Задание 2. Запишите словосочетания словами.

От 2000 до 2014 года, на 57 автобусе, за 63 километром.

Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе числительных из приведённого ниже предложения.

Кот нёсся за ним [петухом] на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине.

(К. Паустовский)

1.____________________ —_________ . Указывает на _________________.

Начальная форма — _________________.

Постоянные морфологические признаки: _________________, _________________.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _________ падежа, _________ числа, _________ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _________________.

2.____________________ —_________ . Указывает на _________________.

Начальная форма — _________________.

Постоянные морфологические признаки: _________________, _________________.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _________ падежа, _________ числа, _________ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _________________.

№ 49. Тема: Употребление числительных в речи. Произношение имён числительных

Задание 1. Составьте и запишите предложения, употребив числительные двадцать пять, тридцать второй, трое. Числительные запишите словами.







Задание 2. Подберите к фразеологизмам фразеологизмы-синонимы и запишите их.

В один миг — __________________________ ;

В двух шагах — ________________________ ;

За тридевять земель —___________________ ;

Два сапога — пара______________________ ;

Раз-два и обчёлся —_____________________ .

Задание 3. Составьте и запишите предложения, употребив фразеологизмы до седьмого пота, за семью замками, играть первую скрипку.







Задание 4. Запишите варианты вопросительных предложений, с помощью которых вы можете узнать у собеседника время (час дня).

________________­______________­____________________?

________________­______________­____________________?

Задание 5. Расставьте ударение в именах существительных.

Четыре часа, два шага, три ряда.

№ 50. Тема: Описание состояния окружающей среды

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Графически выделите деепричастный и причастный обороты.


Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звёзды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь — большое созвездие.

(И. Соколов-Микитов)

Задание 2. Определите тип речи текста.


Выпишите примеры употребления образных средств, определите вид тропа





№ 51. Тема: Личные местоимения

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните личные местоимения как члены предложения, определите лицо, число, падеж.

1) Пр..несли нам ребята (не) большого сорочонка. 2) Выйд..шь на б..лкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, верт..тся перед тобой, пр..седает, топорщ..т крылышки, рот ра..крыва..т. 3) Наконец позвали меня обедать. 4) Чутьё у неё [белки] было отличное. Она быстро находила спрята(н, нн)ый в снегу суш..(н, нн)ый гриб, доставала его, брала в зубы и лёгкими скачками мчалась обратно к дереву. 5) Зв..рёк очень быстро пр..вык к ребятам и совсем пер..стал их боя(т, ть)ся. (Г. Скребицкий)

Задание 2. Подчеркните местоимения его, её, их как члены предложения. Определите и надпишите над ними, личное или притяжательное местоимение.

1) Ежу очень удобно собирать листья. Найдёт местечко, где их побольше, растопырит иголки — и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки ёж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору. Почуял меня ёж — остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке. (Е. Носов) 2) Каштанка уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. 3) Тётка так привыкла к слову “талант”, что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой. (А. Чехов) 4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. 5) Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли — от их отражения в воде. (К. Паустовский)

Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе личных местоимений из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали.

(Е. Носов)

1.___________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: личное, _____ лицо.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

2.___________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: личное, _____ лицо.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 52. Тема: Возвратное местоимение себя

Задание. Подчеркните формы возвратного местоимения как члены предложения. Надпишите над ними падеж.

1) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. 2) Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. 3) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок — ловить рыбу. 4) Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. 5) “Нет, говорю, Леонтий Кузьмич, не имеешь ты в себе окончательной правды”.

(К. Паустовский)

№ 53. Тема: Притяжательные местоимения

Задание 1. Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения.

1) [Пёс] Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. (К. Паустовский) 2) Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов. (А. Чехов) 3) Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! (М. Пришвин) 4) Перед балконом была большая утоптанная площадка. Сергей расстелил на ней свой коврик. (А. Куприн) 5) “А этот старик, если не ошибаюсь, ваш дедушка?” (В. Катаев) 6) “Папа, а не спрятался ли он [ёж] в твой охотничий сапог?” — спросил сын. (Е. Носов)

Задание 2. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе притяжательных местоимений из приведённых ниже предложений. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

1. Река наша быстрая, и гнать лодку против течения — дело нелёгкое.

(Е. Носов)

___________ — местоимение, так как указывает на ________________.

Начальная форма —__________ .

Постоянные морфологические признаки: притяжательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

2. В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины.

(И. Соколов-Микитов)

___________ — местоимение, так как указывает на ________________.

Начальная форма —__________ .

Постоянные морфологические признаки: притяжательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 54. Тема: Указательные местоимения

Задание 1. Найдите указательные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

1) Рассказ этот слышал я от сельской учительницы, на пароходе. (И. Соколов-Микитов) 2) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось! (Г. Скребицкий) 3) Я подплыл к тому месту, над которым кружили птицы. (Е. Носов) 4) Но уж таковы были традиции морского путешествия и горячий темперамент южан. (В. Катаев) 5) Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь. (А Куприн)

Задание 2. Выпишите указательные местоимения из текста, напишите, как они изменяются. Варианты ответов: 1) по падежам; 2) по числам и родам; 3) по падежам, числам и родам.

Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе указательного местоимения, употреблённого в одном из приведённых ниже предложений.

Папа открыл дверь, и в прихожую вошёл Павел Карелин.

Его шапка была белая, а бородка покрылась инеем, и он был похож на этакого худого, моложавого Деда Мороза.

(Ю. Яковлев)

___________ — местоимение, так как указывает на ________________.

Начальная форма —__________ .

Постоянные морфологические признаки: указательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 55. Тема: Определительные местоимения

Задание 1. Найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

1) Неся над снегом пушистый свой хвост, пробегает лисица по снежным полям и сугробам, прислушиваясь к каждому звуку. (И. Соколов-Микитов) 2) Отойдя от дерева на другой конец поляны, я стал наблюдать за тем, как малиновка вновь возвратилась в своё гнездо. (Г. Скребицкий) 3) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются сразу всеми своими листьями. (Е. Носов) 4) Наконец Сергей выбился из сил. Сквозь дикий ужас им стала постепенно овладевать холодная, вялая тоска, тупое равнодушие ко всякой опасности. (А Куприн) 5) Этот дом тебе любой москвич укажет. (Ю. Яковлев) 6) Нога тонула в зелёных и серых мхах по самое колено. (К. Паустовский)

Задание 2. Письменно ответьте на вопросы.

На какую часть речи похожи определительные местоимения по грамматическим признакам?


Как изменяются определительные местоимения?



Могут ли определительные местоимения быть подлежащим и дополнением?______________­________________


Докажите своими примерами.




Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе определительных местоимений из приведённого ниже предложения.

И сам не спишь и другим не даёшь.

(Е. Носов)

1.___________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: определительное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

2.___________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: определительное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

(А. Чехов)

№ 56. Тема: Вопросительно-относительные местоимения.

Задание 1. Найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения, наверху надпишите разряд.

1) Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? 2) Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгое время. (И. Соколов-Микитов) 3) Теперь ему [Жене] было уже непонятно, чего он раньше боялся ночью в лесу. (Г. Скребицкий) 4) Какой длины река, такой протяжённости и рыбачья тропа. (Е. Носов) 5) В этот вечер Пете открылось много такого, о чём он раньше не подозревал. (В. Катаев) 6) Одет он [дворник] был в новую розовую рубашку, по которой шли косыми рядами крупные чёрные горошины. (А Куприн) 7) “Что ему надо?” — спросил с недоумением дедушка. (А Куприн) 8) Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? (М. Пришвин) 9) Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место — Слепая Елань, сколько погибло в нём людей и скота. (М. Пришвин) 10) “Чей это дом?” — спросил я старушку. (По К. Паустовскому)

Задание 2. Письменно ответьте на вопросы.

В какой функции (с какой целью) употребляется вопросительно-относительное местоимение в приведённом ниже восклицательном предложении?

Какова же была его радость, когда он увидел во дворе Гаврика! (В. Катаев)



Как изменяется это вопросительно-относительное местоимение?



Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе вопросительно-относительного местоимения из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

— Сколько тебе лет, Антипыч? — спрашивали мы. — Восемьдесят? (М. Пришвин)

_____________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: _____________.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 57. Тема: Отрицательные местоимения

Задание 1. Найдите отрицательные местоимения, подчеркните их как члены предложения. Определите падежную форму этих местоимений, надпишите падеж над словами.

1) Все видели и знают ежей. Это очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. (И. Соколов-Микитов) 2) А я ни с чем остался, ни одного окуня не поймал. (Г. Скребицкий) 3) Вначале пойманная птица ничего не хотела есть и всё билась в кладовке, пытаясь выбраться из неё. (Г. Скребицкий) 4) Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь ни при чём. Дни прибывали, и мальчику уже нечем было заполнить невероятно растянувшиеся часы между обедом и вечером. (В. Катаев) 5) На двух дачах им, правда, заплатили за представление, но очень мало. Впрочем, дедушка никакой низкой платой не гнушался. (А. Куприн) 6) Мне казалось, что лошади ни о чём не думают. (К. Паустовский) 7) Опачкавши лицо и шею, он [хозяин] стал облачаться в какой-то необыкновенный, ни с чем не сообразный костюм, какого Тётка никогда не видала раньше ни в домах, ни на улице. (А. Чехов)

Задание 2. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите причастный и деепричастный обороты.

1) Он больше (н..) (о) чём не спрашивал. 2) А в котелке булькает (н..) (с) чем не сравнимая рыбацкая уха, приправленная лавровым листом и надвое разрезанной луковицей. 3) Кончив победную песню, петух важно отошёл в сторонку и как (н..) (в) чём не бывало стал собирать раскатившееся по полу зерно. (Из произведений Е. Носова) 4) На безлюдном, заметённом снегом перроне (н..) кто (н..) (с) кем не прощался и (н..) кто (н..) кого не встречал. 5) Ты только (н..) кому этого не говори. 6) Наконец я выговорился, мне (н..)чего было уже сказать, я уронил голову и стал ждать. 7) “Тебе больше (н..)кому это рассказывать?” (Из произведений Ю. Яковлева)

Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе отрицательного местоимения из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

Он [Петя] был совершенно один, и не с кем было посоветоваться.

(В. Катаев)

_____________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: отрицательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 58. Тема: Неопределённые местоимения

Задание 1. Найдите неопределённые местоимения, подчеркните их как члены предложения. Определите форму этих местоимений, надпишите падеж, число (если есть), род (если есть) над словами.

1) Найдя удобное местечко на каком-нибудь островке, окружённом водою, я старательно устраивал шалаш, вытаскивал из воды и прятал в кустах лодку. (И. Соколов-Микитов) 2) Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. (Г. Скребицкий) 3) Отдав кое-какие распоряжения относительно похорон, на которые он, конечно, не мог прийти, Терентий пожал младшему брату руку и скрылся. (Б. Катаев) 4) Разумеется, дедушка кое-что соображал, кое о чём догадывался. (Б. Катаев) 5) Ничего не соображая от ужаса, Гаврик бросился вперёд, как будто мог чем-нибудь помочь. (Б. Катаев) 6) Долгое время старик и мальчик шли молча, но вдруг, точно по уговору, взглянули друг на друга и рассмеялись: сначала захохотал Сергей, а потом, глядя на него, но с некоторым смущением, улыбнулся и Лодыжкин. (А. Куприн) 7) Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. (К. Паустовский)

Задание 2. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) На какое (то) время Инга забылась, успокоилась. 2) Подойдите сюда, я вам (кое) что скажу... 3) Солдаты разделись, повесили ш..нели на школьной вешалк.. . (Кое) кто сунул в карман номерок, пошутил сам с собой. 4) Может быть, (кое) кому спасём жизнь. 5) “Здравствуйте. Что (нибудь) случилось?” 6) В следующий раз решит задачку правильно или спиш..т у кого (нибудь). 7) Он встал и сделал (не) сколько шагов в темноту. 8) “Почему без очереди?” — послышался чей (то) (не)довольный голос. 9) И тут со мной произошло (не) что страшное. 10) (Не) которое время учительница наблюдала за Таней. (Из произведений Ю. Яковлева)

Задание 3. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе неопределённого местоимения из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

А может быть, кто-либо из сидящих в зале узнает в Алике себя?

(Ю. Яковлев)

_____________ — местоимение, так как указывает на _____________.

Начальная форма — _____________.

Постоянные морфологические признаки: неопределённое.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме _____ падежа, _____ числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является _____________.

№ 59. Тема: Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

Задание 1. Определите значение фразеологизмов.

Брать (взять) себя в руки —________________

В чём только душа держится — _____________

(Кричать) во всё горло — __________________

Во что бы то ни стало —___________________

Зарубить себе на носу —__________________

Из другого теста — _______________________

Ни за что ни про что —____________________

Сами с усами —__________________________

Себе на уме —___________________________

Задание 2. Составьте и запишите предложения с фразеологизмами выходить из себя, ничего не попишешь, своими глазами.







Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении форм местоимений (зачеркните неправильный вариант и сверху надпишите верный).

1. “А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит”. (К. Паустовский) 2. “Скинул я с телеги ейное имущество и гляжу, что будет”. (М. Зощенко) 3. Евонный дедушка нам об этом рассказывал. 4. Чего об нём тужить?

Задание 4. Письменно ответьте на вопрос.

Для чего авторы художественных произведений включают в речь некоторых персонажей грамматически неправильные и просторечные формы слов?







Задание 5. Расставьте ударение в формах местоимения сам.

1) Я задумываюсь, я хочу для самого себя решить, почему мне так необходимо стать узнаваемым человеком. 2) Она подбадривала других, а у самой время от времени на глаза наворачивались слёзы. 3) Мне кажется, что он знает обо мне то, что неизвестно даже мне самому. 4) Я почувствовал, что теперь он уже спорил не со мной, а с самим собой. 5) Инга подумала, что Вере надо побыть наедине не с самими словами, а с мамой.

(Из произведений Ю. Яковлева)

№ 60. Тема: Соединение в тексте разных типовых фрагментов

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Разбейте текст на абзацы.


В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики. Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка. Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга. Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него — несколько неопределённых слов о погоде. И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. Чаще всего я встречался с ворчливым дедом- корзинщиком. Жил он в шалаше на Музге. Звали его Степаном, а прозвище у него было “Борода на жердях”. Дед был худой, тонконогий, как старая лошадь. Говорил он невнятно, борода лезла в рот; ветер ворошил у деда мохнатое лицо.

(К. Паустовский)

Задание 2. Составьте план текста. Напротив каждого пункта напишите, какой тип речи в нём использован.

План текста.





Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Текст № 1.

Подарок

Завтра у меня день рождения. Какой подарок пр..готовили мне родители?

В голову лезли мысли о подарк.., и я невольно пр..слушивался к тому, о чём говорили в соседн..й комнат.. папа с мамой. Может, они, думая, что я уже заснул, скажут что (нибудь) о подарке. Но они говорили совсем о другом. Так я (н..) чего (не) услышав заснул.

Наутро я обн..ружил, что возле моей постел.. стояли у стены две новенькие складные удоч(?)ки и тут же на гвоздик.. в..село выкраше(н, нн)ое в зелён..ю краску ведёрочко для рыбы, с крышкой, совсем такое же, как у папы, только поменьше.

В это время дверь отв..рилась, и в комнату вошли папа с мамой, весёлые, улыбающиеся.

— Ну, поздравля..м тебя! Хорош(?) подарок? Доволен? — спрашивает папа. Это уж настоящие удочки. На такие и щуку выт..щить можно.

(По Г. Скребицкому)

Текст № 2.

Лесник

Ра..свет занимался над лесом. Небо укрытое обл..ками было (пепельно) серым. Только над г..ризонтом выгл..нула прозрачная как янтарь утре(н, нн)яя з..ря.

Лыжи ск..льзили по крепко уката(н, нн)ой лыжне. Егор Иванович шёл (не) спеша внимательно осматривая свой участок.

Вот уже почти тридцать3 лет он ежедневно обходил его охр..няя3 от пожаров и тайных порубок. С н..ступлением весны он пр..водил свой участок в порядок соб..рал в кучи старый сушняк и сж..гал его чтобы там (не) ра(з, с)велись вредные насекомые чтобы в жару (не) возник бы пожар. На выру..ках лесник по..саживал молодые деревца и зорко следил чтобы кто (нибудь) (не) пол ..мал посадок. Недалеко от сторожки он даже устроил лесной питомник. Молодые ёлочки, дубки и липки укута(н, нн)ые3 снегом будто т..нули к старику свои3 раст..пыр..(н, нн)ые руч..нки здоровались с дедушкой.

(По Г. Скребицкому)

Текст № 3.

Часто ра(н, нн)им утром я уходил на Каменку ловить рыбу. Как только я выходил в парк, сотни птиц начинали суети(т, ть)я в ветвях. Они старались спрята(т, ть)ся и обд..вали меня дождём росы. Они с треском вылетали из зар..слей, будто выныривали из воды, и опрометью н..слись в глубину парка.

Я старался идти тихо, бе(з, с)шумно, но это (не) помогало. Чем незаметнее я подходил к какому (нибудь) кусту переполне(н, нн)ому птицами, тем сильнее был переполох и тем обильнее летела на меня холодная роса.

Я пр..ходил на Каменку. Подымалось солнце. Бл..стела пусты(н, нн)ая росистая степь. Вокруг (не) было ни души. Даже самый зоркий глаз (не) мог бы заметить (н..) каких признаков человека. Но стоило мне закинуть удочки, как тотчас из балки по..влялись босые мальчишки.

Они подходили сзади, но так осторожно, что я иногда узнавал об их появлени.. только по сосредоточен, нн)ому сопению у себя за спиной.

Мальчишки молчали, сопели и (не) отрываясь смотрели на красные поплавки. Изредка кто (нибудь) из них чесал одной ногой другую.

По старому опыту я знал, что при таких обстоятельствах рыба перестанет клевать. Это было необ..яснимо, но верно. Стоило даже одному мальчишке останови(т, ть)ся за спиной и устави(т, ть)ся на поплавок, как клёв начисто пр..кращался.

(К. Паустовский)






Для любых предложений по сайту: [email protected]