Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА
✓ 1. Распределите слова по группам в соответствии со способом обозначения в них на письме [й].
Емеля, каравай, йогурт, юла, район, батальон, маяк, скайп, премия, лейка, подъём, ёжик, лейтенант, поездка, лекция, пьеса, разъезд, дельфинарий.
✓ 2. Выпишите только те слова, в которых происходит оглушение или озвончение согласных звуков, выполните их транскрипцию.
Ложка, грибки, светильник, поездка, дождик, мостик, сказка, косьба, павлин, раскраска, вокзал, ковёр, кепка, подход, футболка, ураган, книжка.
✓ 3. Выпишите слова, в которых гласные звуки, обозначаемые буквой о, находятся в слабой позиции, подберите к ним (где возможно) проверочные слова.
Корабль, водичка, орех, костёр, торты, кольца, котёнок, столы, автор, кошка, товар, дождик, слова, картон, вагон, цветок, корзина, столешница.
✓ 4. Подчеркните в словах буквы, обозначающие парные по глухости/звонкости согласные звуки, которые находятся в слабых позициях. Подберите (где возможно) проверочные слова.
Связка, сугроб, кружка, просьба, морковка, пуговка, рассказ, творог, парад, реферат, пирог, варежка, брошка, волшебство, четверг, параграф, плов.
✓ 5. Запишите слова в алфавитном порядке.
Донец, Тула, Тында, Дикси, Ставрополь, Дон, Суздаль, Дели, Хабаровск, Десна, Жиздра, Железноводск, Днепр, Егорьевск, Джакарта, Игарка, Днестр.
✓ 6. Распределите слова по двум группам: 1) слова, в которых деление на слоги совпадает с делением слова для переноса; 2) слова, в которых деление на слоги не совпадает с делением слова для переноса. Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Перья, праздник, собрание, игрушка, светлячок, юбочка, блюдце, блюдечко, свежесть, свиданье, пион, пианино, стоянка, карнавал, каюта.
✓ 7. Запишите в два столбика слова с Ъ и Ь. Из слов второго столбика подчеркните только слова с разделительным Ь. Выполните фонетический разбор слова, которое выпадает из общей классификации.
Пал..то, мурав..и, свад..ба, с..естное, печ.., вос..мёрка, в..юга, под..ем, кул..тура, прем..ера, груст.., в..езд, подземел..е, кол..чуга, раз..ясней..е, кров.. .
✓ 8. Вставьте на место пропусков звуки, которые следует произносить на этом месте в данных словах.
Скворе[ ]ник, кори[ ]невый, гре []невая, ба[ ]ейн, Бо[ ], сне[ ], эк[ ]емпляр, компью[ ]ер, зави[ ]ть, свети[ ]ся, пе[ ] ник, подсве[ ]ник, про[ ]ба.
✓ 9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Выпишите из предложения только те слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков. Выполните фонетический разбор трёх из них, являющихся разными частями речи (на выбор).
Поздно вечером высоко в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки медленно переходили в нижние более тёплые слои воздуха соединялись между собой сырели тяжелели и сила их тяжести без всякого подчиненья скульптору или какому бы то ни было управлению лепила на сучках и вершинах деревьев затейливые формы.
(М. Пришвин)
✓ 10. Расставьте в словах ударения.
Добыча, нефтепровод, танцовщица, портфель, компас, километр, квартал, случай, каталог, позвонит, цыган, творог, облегчить, баловать, кулинария.
✓ 11. Составьте предложения только с теми словами из приведённых, которые состоят из трёх слогов. Запишите составленные предложения, обозначьте и прокомментируйте в них все орфограммы.
Стрижи, берёза, весна, весенний, скворечник, ромашки, колокольчики, луга, небо, поляна, книги, показалось, увидел, родник, ручеёк, ключик.