ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ И НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ОРФОГРАММЫ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: Е В СУФФИКСЕ -ЕН- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -МЯ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ И НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ОРФОГРАММЫ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: Е В СУФФИКСЕ -ЕН- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -МЯ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Найдите в предложениях имена существительные, характеристики которых приведены ниже. Запишите их в порядке приведённых описаний. Выполните фонетический разбор первого выписанного слова.

1) Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ. 2) До рассвета ни русские, ни союзники не подозревали, что их разделяет только тёмная ночь, что они находятся так близко друг от друга. 3) Меня преследовало желание узнать от Васильева, каким путём он пришёл к своим взглядам, из какой среды он вышел и какие он цели ставил себе в жизни. 4) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

(Из произведений С. Иванова)

Характеристики существительных:

а) существительное нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 3 скл.

б) существительное нарицательное, неодушевлённое, в.п., имеет только форму мн.ч.

в) существительное нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл., р.п., ед.ч.

г) существительное нарицательное, неодушевлённое, разносклоняемое, м.р., ед.ч., т.п.

✓ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания.

Берёза милое русское дер..во. Это истинно крест(?)янское дерево. В ней есть всё и бабий ситц..вый пл..ток и п..белённая хата и русская печ(?) и х..лщовая рубаха и даже м..локо, которое пьют на всей земле.

Смотришь на б..рёзовый лес на изломанные его ств..лы и всп..минаешь мозолистые крестьянские руки, которые умело делают любую т..жёлую р..боту.

А тоненькие и пряменькие мол..дые берё..ки как бы на ц..почках пр..поднимаются к весеннему куполу неба, нап..минают стройных и статных св..тлооких юных кр..савиц с русыми косами. Они радуют глаз и душу.

(В. Кочанов)

Задания

1) Над существительными второго абзаца надпишите одинаковую для всех этих слов характеристику.

2) Выполните морфологический разбор выделенного слова.

✓ 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в данных предложениях разносклоняемые имена существительные. Подчеркните их. Определите их число и падеж. С двумя (на выбор) составьте предложения и разберите их по членам.

1) В плам..ни костра чудились отсветы з..рниц тех далёких-далёких дней. 2) Тяжким брем..нем легла на плечи брата эта серьёзная ..тветственность. 3) Знамя Великой Победы — наст..ящая св..тыня для каждого русского ч..ловека. 4) Острова были заселены мал..численными неразвитыми плем..нами, живущими обособленно, пр..ктически не общаясь с остальным миром. 5) В пути можно встретить друга и пот..рять его. 6) Что в им..ни тебе моём?.. 7) Врем..на не выбирают, в них живут и ум..рают. 8) Его в..прос, однако, п..сеял сем..на с..мнения во всех нас и лишил нас прежней увер..нности. 9) Мальчик был совсем мал, и нога его б..лталась много выше стрем..ни. 10) Коровы возвр..щались с пастбища после долгого летн..го дня, из вым..ни почти каждой из них капали т..жёлые м..лочные капли. 11) Он сильно ударился при п..дении тем..нем об угол кр..вати.

✓ 4. Спишите, вставляя подходящие по смыслу разносклоняемые существительные в нужной форме. Определите их число и падеж. Какое разносклоняемое существительное не встретилось в предложениях? Составьте с этим словом предложение самостоятельно. Запишите его и разберите по членам.

1) Многие улицы нашего города названы ... героев Великой Отечественной войны. 2) Письменность народов ... майя состояла из графических и слоговых символов. 3) Осенью клёны словно охвачены .... 4) Всякое ..., брошенное в плодородную почву, принесёт осенью плоды. 5) Церемония награждения началась с выноса ... . 6) ... ответственности за команду всегда лежит на её тренере. 7) Честность в отношениях между людьми высоко ценилась во все .... 8) Конные соревнования на приз “Золотое ...” традиционно проводятся летом. 9) Много селений миновал караван на своём ... . 10) Жеребёнок, едва родившись, встаёт на ножки и, тыкаясь в живот матери, ищет ....

✓ 5. Спишите. Определите падеж и число несклоняемых существительных.

1) Когда Таня добралась до кино, то оказалось, что на первый сеанс билетов уже нет. 2) В зоопарке мы видели сидящим на ветке огромного какаду. 3) В метро всегда много спешащих и сосредоточенных людей. 4) Мальчик был одет в зимнее пальто тёмно-серого цвета. 5) Сестра обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано. 6) Самой маленькой птицей на Земле является колибри. 7) Вечером за большим столом на веранде мы пили какао с душистым белым хлебом. 8) Казалось, вся квартира пропиталась необыкновенным запахом крепкого чёрного кофе.

✓ 6. Спишите словосочетания, вставляя окончания прилагательных и определяя род существительных.

Ароматн.. кофе, широк.. Миссисипи, глубок.. Онтарио, гостеприимн.. Тбилиси, вкусн.. лобио, мясн.. рагу, крепк.. кофе, забавн.. кенгуру, маленьк.. колибри, коротк.. резюме, полноводн.. Ориноко, курортн.. Сочи, справедлив.. жюри, истин.. леди, забавн.. шимпанзе.

✓ 7. Докажите, что приведённые слова — существительные общего рода, составив с ними словосочетания.

Плакса, непоседа, неряха, ябеда, задира, сирота, зазнайка, забияка.

Составьте и запишите примеры предложений, в которых бы употреблялись существительные общего рода, обозначающие профессии людей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]