ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - Урок 5 - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - Урок 5 - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ

✓ 1. Найдите слова, в которых допущена ошибка. Запишите их правильно.

Констатировать, асвальт, изнеможение, компосировать, дермантин, друшлаг, юристконсульт, табуретка, компрометировать, подскользнуться, архирей, конкурентноспособный, комфорка, черезвычайный, главпочтам, подчерк, кварплата, полувер (свитер), скурпулёзный, жаждущий, джентельмен, учереждение, эскалация, прецендент.

Из выписанных слов выберите те, значение которых вам известно, и составьте с ними предложения. Значения незнакомых слов уточните по толковому словарю и запишите.

✓ 2. Найдите и исправьте ошибки в следующих словосочетаниях. Правильные варианты запишите.

Удостоить званием, заплатить проезд, присущий для женщин, удивляться мужеством, согласно расписания, говорить про неё, управляющий фирмы, свойствен для человека, по приезду в город, отметить день рождение.

✓ 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые и обозначая условия выбора орфограмм на месте пропусков в окончаниях слов.

Вот и пришла осень. Вечер1 наступа..т рано а тёмн..е низк..е тучи дела..т и день похож..м на сумерки. Сиротливо выгляд..т2 голые кусты и дерев..я. Лес пустой и неживой.4 Даже белоствольн..е берёзы каж..тся какими-то серыми потускнела зелень ёлок а огромные дубы (с, з)делались похожими на огромные чудища, проткнувшие во все стороны корявые лапы-суки. Всё спит и в то же время ждёт чего-то.

Все ждут (не) дождутся снега. А белые хлоп..я ч..стенько летят на подмороженную землю стараю(тся, ться) прикрыть её полупрозрачной накидкой а то и толстым одеялом. Но недолговечно это одеяние3. Проложит день-другой да и раста..т. Но совсем недолго осталось природ.. ждать того дня, когда заискрит(?)ся засверка..т всё вокруг выше стан..т небо просторнее земля.

Снег подар..т полянам и опу..кам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.

(По Т. Горовой)

✓ 4. Из данных предложений выпишите словосочетания, в которые входят слова с чередующимися гласными.

1) Собирать грибы мы были большими охотниками. К обеду полные кошёлки наберём, отнесём их в деревню, выложим в свою тележку. 2) Отец все грибы, что растут поблизости, сам соберёт. Я не раз предлагал ему свою помощь. 3) На всякий случай ещё разок огляделся я по сторонам и обмер: ещё два белых почти рядом с моим растут, а немного подальше ещё один. Свою чудесную пятёрку я положил в кузовке поверх других грибов. 4) День кончился, на западе разгорелась яркая, уже по-осеннему прохладная заря.

✓ 5. Запишите данные предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

A) В отличие от розы, ириса или нарцисса, известных человеку ещё со времён античной Греции, георгины даже в Европе начали выращивать всего каких-то двести пятьдесят лет назад.

Б) Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором с июля и до поздней осени не красуются яркие тяжёлые соцветия георгин.

B) В России первые сорта георгин появились вообще только в 30-40-е годы XIX века и сразу же завоевали всеобщую любовь и восхищение, потому что яркость, пышность, величавость соответствуют представлениям русских о красивом.

Г) Поразительная красота этого растения никого не оставляет равнодушным, и не верится, что ещё совсем недавно этого цветка мы не знали.

✓ 6. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Крупные таёжные звери: лоси, олени, медведи — (не) брод..т по тайге как попало, а прокладывают свои постоянные пути-дороги. Сибирские охотники хорошо знают эту пова..ку животных и караул..т зверей (на) их постоянных тропах. Геологи и изыскатели-промысловики, поп..дая в необжитые учас(?)ки тайги, часто пользуют(?)ся звериными магистралями. На деревьях делают зарубки спрямляют и минуют опас(?)ные места кладут мос(?)ки через руч..и и реч(?)ки в том месте, где прошли звери.

Так постепенно былые, едва заметные звериные тропинки станов..тся дорогами и иногда даже большие трассы пролегают именно там где когда-то ходили по своим звериным делам только медведи и олени.

Своей чередой летит время, и всё меньше остаётся в нашей стране таких таёжных уголков, где редко бывают люди. Едут в тайгу молодые строители, возникают новые рудники, заводы города. Стро..тся железные дороги, которые пересекают обширные таёжные массивы.

(Из журнала “Юный натуралист”)

Выпишите выделенные слова, определив способы их образования.

✓ 7. Запишите данные слова по группам: 1) с ясным значением приставок пре- и при-: а) слова с приставкой пре-; б) слова с приставкой при-; 2) с неясным значением приставок; 3) с пре- и при-, являющимися частью корня.

Пр..мирять, пр..кращение, пр..выкать, пр..ветствовать, пр..одолеть, пр..родный, пр..вратиться, пр..огромный, пр..ложить, пр..пятствие, пр..образовать, пр..обрести, пр..следовать, пр..усадебный, пр..зирать, пр..ятный, пр..сутствовать, пр..возносить, пр..уныть.

✓ 8. Прочитайте стихотворение несколько раз и постарайтесь его запомнить. Напишите стихотворение по памяти. Проверьте правильность написанного. Выпишите выделенные слова вместе с теми, от которых они образованы. Графически обозначьте те морфемы, с помощью которых образованы данные слова.

Моя дорога д..лека.

Попутчицею — осень.

Над всей Россией обл..ка,

Меж обл..ками просинь.

Стуч..т земному метражу

Послушные колёса.

Моя попутчица, гл..жу,

Опять чего-то в слёзы.

От этих слёз в купе окно

Всё в каплях светло-синих,

И мокрый с головы до ног

За насып..ю осинник.

Но (не)разжалоб..т меня

Попутчица сл..зами.

Ведь на полях одна стерня

Да тучи над лесами.

(С. Щипачёв)

✓ 9. Спишите слова по группам: 1) образованные приставочным способом; 2) суффиксальным; 3) приставочно-суффиксальным.

Актуал..ность, ошейник, каменистый, утюж..ть, нав..днение, безрельс..вый, бе..препятственный, перебе..ка, после..беденный, контр..така, п..охотиться, увл..жнить, сверхскор..сть, п..ддубный, с..едобный, бе..крайний, ж..лтеть, п..искать, ра..щепить.

✓ 10. Прочитайте китайские и русские народные пословицы.

Запишите их, объединив в пары в соответствии с тем значением, которое они передают.

Китайские пословицы

I. Торопливым людям не хватает мудрости.

II. Лекарь лекаря не порочит.

III. Хочешь узнать человека — узнай, кто его друзья.

IV. Слабого обижает, а сильного боится.

V. Написанное на бумаге и боги не сотрут.

VI. Зонт готовь, когда ясная погода.

VII. Двумя руками трудно схватить двух угрей.

VIII. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы

1. На безрыбье и рак рыба.

2. Поспешишь — людей насмешишь.

3. Ворон ворону глаз не выклюет.

4. Молодец против овец, а против молодца сам овца.

5. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

6. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

7. Что написано пером — не вырубишь топором.

8. Готовь сани летом, а телегу зимой.

✓ 11. В каждом предложении есть лишнее (избыточное) слово, употребление которого можно считать не только неоправданным, но и неверным. Отредактируйте предложения, исключив эти слова, и запишите получившиеся варианты предложений.

1) В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран. 2) Новые туфли оказались для неё немного великоваты. 3) Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 4) На Камчатке много горячих гейзеров. 5) Караван двигался по песчаным барханам к оазису. 6) Мы вновь возобновили переписку со старыми друзьями. 7) Он кинул мяч первым, но промахнулся мимо.

✓ 12. Выберите один из синонимов, данных в скобках, который, на ваш взгляд, более подходит для предложения по стилю и характеру изложения. Впишите предложения, вставляя в них выбранные слова.

1. Эдакую (махину, громаду) разве сдвинешь с места? Луч прожектора осветил могучую (махину, громаду) парохода.

2. Мальчишки (начали, затеяли) какую-то игру. Учёные (начали, затеяли) новый цикл исследований.

3. Раз без седла ездил, в седле и (тем более, подавно) сумеешь.

Если дети в состоянии это сделать, то вам (тем более, подавно) это по силам.

4. Ярко-красные плоды этого сорта (томатов, помидоров) высаживают в открытый грунт уже в конце мая.

(Томатов, помидоров) в этом году уродилось много.

✓ 13. Распределите пословицы по двум столбикам в соответствии с выражаемыми ими значениями (значения сформулируйте и запишите в первых графах таблицы).

1. В один рот двух ложек не впихнёшь, (кит.)

2. Два ореха во рту одной свиньи не поместятся, (абхаз.)

3. В одном лесу не бывает двух тигров, (кит.)

4. Два медведя в одной берлоге не уживутся, (чеч.)

5. Два граната в одной руке не удержишь, (араб.)

6. Два капитана потопят корабль, (турец.)

7. Два кинжала в одни ножны не засунешь, (лезг.)

8. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (рус.)

9. Две ноги в один сапог не влезут, (казах.)

10. Две хозяйки на одной кухне не сладят, (рус.)

11. Два хозяина в доме — нет согласия; два короля в государстве — нет мира, (вьет.)

✓ 14. Запишите фразеологизмы, источник которых — библейские сказания, письменно пояснив их значения. Используйте материалы для справок.

Избиение младенцев, 30 сребренников, ребро Адама, козёл отпущения, до второго пришествия, валаамова ослица, возвращение блудного сына, вавилонское столпотворение, запретный плод, поцелуй Иуды.

Материал для справок: о плате за предательство, о том, на кого сваливают все свои беды, о том, когда обижают слабых и беззащитных, т.е. очень нескоро, неизвестно когда, о женщине, о чём-то, что запрещено, полная неразбериха, предательство, о ком-то молчаливом, кто вдруг заговорил, о том, кто вернулся после долгого отсутствия и кого приняли радушно.

Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение, в котором поясните, почему эти выражения имеют именно такие значения.

✓ 15. В данных предложениях найдите неудачно (неуместно) использованные слова. Замените их на более подходящие по смыслу и стилю. Запишите получившиеся варианты предложений.

1. Все единогласно подумали об оставленном товарище.

2. У нас много сообщников среди талантливых людей всего мира.

3. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма.

4. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

5. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных.

6. Мы предупредительно захватили с собой верёвку и фонарик.

✓ 16. Спишите данные предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

A) Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, “незаметные” и “маленькие”, но с огромной душой, они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве.

Б) Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти не ощутим.

B) Смотрю вокруг: стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья.

Г) В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, — неожиданно донёсся запах подснежника!

✓ 17. Прочитайте предложения.

1) Что общего между словом “каникулы” и словом “собака”? 2) Так римляне называли звезду Сириус, считая её охотничьим псом небесного стрелка Ориона. 3) Когда эта звезда появлялась на небе, в Риме наступали самые жаркие летние дни и в занятиях объявляли перерыв. 4) Этот перерыв стали называть каникулами.

Спишите текст, вставив в него следующее предложение, не нарушая связности и смысла текста.

Оказывается, “каникула” в буквальном переводе с латинского означает “собачонка” (“канис” лат. — собака).






Для любых предложений по сайту: [email protected]