Все уроки русского языка 6 класс
Способы образования имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: познакомить учащихся с разнообразными принципами и способами образования существительных; развивать навыки слушания и понимания текста; прививать желание творческого осмысления теоретического материала.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний и объяснение нового материала с использованием инновационного элемента — «чтение с остановками»
1. Правила новой технологии: внимательно слушать, запоминать, что произошло
НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА КОСТИ ОШИБКИНА И ЛЕНЫ ПЯТЕРКИНОЙ
(отрывок)
На первый взгляд, городок, куда попали ребята, был обычным. Сначала друзья решили познакомиться со Способами Образования Слов, а потом уже посетить один из лабиринтов, где упражнялись начинающие. Лена и Костя спросили у стоящего возле них важного слова дом, куда им нужно пойти, чтобы встретиться со Способами, и почему в городе так много домов: неужели так много способов словообразования.
— Конечно, нет. Дело в том, что вопрос образования некоторых слов рассматривается не один день, а жить-то им где-то надо. А некоторые — вот, доложу я вам, бесцеремонные особы — всех родственников с собой тащат, чтобы доказать, что каким-то способом они еще не пользовались. Так те и в два дома иной раз не помещаются. Недавно простое на вид слово СТОЛ привезло с собой не меньше десятка однокоренных и доказывало, что давно оно не обновлялось. Как разгорячились его родственники: СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, СТОЛОВАТЬСЯ, ЗАСТОЛЬНЫЙ. даже дряхлые старички СТОЛЬНЫЙ и СТОЛИЦА, образованные так давно, что уже никто и не помнит точно когда, в спор вступили.
Лена и Костя поблагодарили общительное слово и направились по прямой улице вперед. Подойдя к площади, ребята увидели красивое сооружение, сложенное из разноцветных кирпичиков.
— Как выглядело, по вашему мнению, здание, где заседают Способы Словообразования? Почему?
Полукруглая крыша (обозначение корней) была сделана из какого-то прозрачного материала и пропускала солнечные лучи. Над входом висела аккуратная табличка: «палата пэров» и чуть ниже: «Постоянно заседают Основные способы Образования Слов». После чего перечислялись все пэры, то есть те знатные особы, которые ежедневно здесь собирались. Всего их было 6.
— Назовите известные способы образования слов (можно использовать материал учебника).
Лена подошла к первому пэру, покинувшему здание.
— Уважаемый пэр, простите, не знаю Вашего имени! Вы не могли бы задержаться и представить нас Вашим собратьям. Мы с другом приехали, чтобы познакомиться лично, так как знали о Вас только понаслышке. Я — Лена, — и она присела в глубоком реверансе, — а это Костя.
Высокопарная речь школьницы произвела на пэра приятное впечатление.
— Меня зовут Приставочный (или Префиксальный) Способ, уважаемая леди. Друзья, — обратился он к товарищам, — разрешите вам представить сих молодых людей. Они заинтересовались нашей работой.
Пэры подошли поближе. Приставочный Способ представлял их по одному:
— Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный (Префиксально-суффиксальный), Бессуффиксный, Способ Сложения, Способ Перехода. Мы сейчас отправляемся на строительство, если хотите, можете составить нам компанию. Заодно ближе познакомимся.
— Запишите названия основных способов словообразования в тетрадь.
Пока они шли, Приставочный Способ рассказывал о том, куда они направляются, и немного о себе.
— Наша стройка очень древняя и не похожая на другие, так как у нее нет конца. Слова требуются постоянно: в них нуждаются люди, и мы помогаем им: образовываем новые. Правда, некоторые люди нас — пэров — не знают, и получаются различные неурядицы. Очень часто маленькие дети пытаются образовывать слова, и они выходят очень смешными. Например, мальчик изобрел слово ПОДСТАВНИК и слово ОДНЁРКА, у него это означало «1 штука».
— По какому принципу эти слова образованы? Приведите примеры слов такого типа. (Подоконник, пятерка)
— На этих ребят мы не обижаемся, а вот есть такие, которым давно пора уже нас знать, а они еще неграмотны.
— Как вы считаете, при помощи чего образуются слова префиксальным способом?
— Как я уже сказал, я — Приставочный Способ. Образую слова, прибавляя к ним приставки. Это очень легко. Больше всего мне по душе глаголы. Но помогаю и другим частям речи с удовольствием. Вот вчера один ученик не смог подобрать однокоренные существительные к слову читать. Оно так расстроилось.
И вот на шести площадках закипела работа. Пэры начали составлять слова, примеряя к понуро стоящему в центре слову части и записывая что-то на бумаге. Костя и Лена направились наблюдать за работой пэров.
— Запишите, какие пэры работали с какими словами, обозначьте части слов, при помощи которых они образованы.
— Конечно, это трудно. Но какая интересная работа! Какие слова получаются! Сказка! — говорил второй пэр. У него на отрывном листе были написаны слова: ЧИТАТЕЛЬ, ЧИТАЛКА, ЧТЕНИЕ.
Третий способ тоже не бездействовал: у него была задача образовать новое слово из частей слов, основ, букв или звуков. У него получилось: ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ.
— Смотри, какие слова, а вот ученик не мог и одного подобрать, — удивился Костя, тронув за плечо Лену.
Остальные способы тоже работали, но с другими словами, так как были довольно редкими.
Четвертый бормотал:
— Только одновременно, они должны подойти только одновременно.
У него в итоге вышло слово СОБЕСЕДНИК.
Пятый из них смело отсекал окончание у слова СИНИЙ и, подставив ь, залюбовался новым: СИНЬ. Потом от глагола ЗАПЛЫВАТЬ он отсек суффикс и окончание, и получился ЗАПЛЫВ. Этот способ не добавлял к словам части, но у него тоже здорово получалось.
Шестой тоже ничего не добавлял к словам, но он переводил их из одной части речи в другую.
Перед Леной и Костей стояло слово МОРОЖЕНОЕ, а рядом прогуливалось слово МЯСО.
— Какая это часть речи? — спросил Способ.
— Прилагательное, — ответил Костя.
— А что вы любите есть в жару? — поинтересовался опять Способ, при этом прогоняя слово МЯСО.
— Мороженое, — сказал Костя.
— Да, но какая это теперь часть речи?
— Ой! — ойкнул мальчик, — это теперь уже существительное, оно отвечает на вопрос что?
— Правильно, — самодовольно улыбнулся молодцеватый пэр.
Ребята переглянулись: чудеса да и только. Они поблагодарили пэров, которые приступили к решению следующего вопроса, а сами направились к лабиринту.
2. Запомните написание суффиксов существительных
-ир-(квартира, бригадир);
-ость- (смелость, мудрость);
-ин- (глубина, вышина);
-ени- (растение, сплетение);
-изн- (Отчизна, белизна).
IV. Закрепление материала
Интересное строительство
Задание 1
Постройте город из нужных домиков, избегая обмана. Корень слова можно использовать столько раз, сколько потребуется. (Части слов начертить на доске.)
Ответы. Городничий, пригород, городишко, городок, огород.
Задание 2
Определите, от каких слов и при помощи каких способов образования слов произошли данные: городишко, городок, городничий (город — суффиксальный), огород (огородить — бессуффиксный), пригород (город — префиксальный).
V. Итог урока
— Что вы запомнили из урока?
— Какие сведения вас удивили?
VI. Домашнее задание
Для всех
Теория по учебнику. Познакомиться самостоятельно с морфологическим разбором существительного. Повторить орфограмму чередование и, е в корнях.
Высокий, достаточный уровень
Подберите по пять примеров существительных на каждый способ образования, одно существительное разберите морфологически.
Средний уровень
Выполните упражнение 123.